Форд закрыл производство в России. История ухода американской компании с российского рынка

Автомобилестроительная компания Форд в России вошла на отечественный рынок в недалёком 2002 году. Тогда Ford Motors Co’ построили завод по сборке автомобилей. А позже в октябре месяце 2011 года было организовано первое производственное предприятие полного цикла совместно с российским ПАО «Соллерс».

Компании стали учредителями «Ford Sollers» в равных долях. Теперь спустя 17 лет, руководством американского автопроизводителя принято решение об уходе с арены российского рынка легковых автомобилей.

Сразу 3 завода компании Ford Sollers в России закрылись в первой половине 2019 года:
• Завод производства легковых автомобилей во Всеволожске;
• Завод производства легковых автомобилей в Набережных Челнах;
• Завод производства двигателей в Елабуге.

Завод легковых автомобилей Форд в Елабуге перезапускает своё производство. На его базе создаётся новое производственное предприятие ООО «Форд Соллерс Елабуга». Теперь с российского конвейера в Елабуге можно будет приобрести автомобили для лёгкой коммерции, в частности Ford Transit.

drive.ru выяснил, как и почему произошёл уход легендарного американского автопроизводителя с российского рынка. А главное, какие последствия будут у данного решения.

История деятельности Ford в России: цифры и факты

Октябрь 2011 года стал стартом производственной деятельности Форд в России. Форд Моторс в равных долях объединили активы с отечественной компанией Sollers, создав совместное предприятие на базе завода во Всеволожске и завода в Елабуге. Во Всеволожске начинается изготовление моделей Mondeo и Focus.
В июле 2012 года на заводе в Елабуге стартует производство 4 моделей легковых автомобилей: Explorer, Galaxy, C-MAX, Kuga и авто для лёгкой коммерции Transit. В мае 2014 года компания запускает производство коммерческой модели Transit Custom.

В декабре 2014 года на только что построенном заводе в Набережных Челнах производят запуск модели EcoSport. Через полтора года в июне 2015 года Ford Fiesta сходит с конвейера этого же завода. А через 2 года в декабре 2016 модельный ряд пополняет Kuga.

В сентябре 2015 года в эксплуатацию введён построенный силами компании двигательный завод в Елабуге.

Модельный ряд Форд российского производства

К концу присутствия легковых авто Форд на российском рынке для продаж и обслуживания открыто 99 дилерских центров. Всего за 17 лет продано более 1 миллиона автомобилей. Лидерство продаж приходится на период отсутствия производства Ford в России. Пик приходится на период 2007-2008 года, когда во Всеволожске выполнялась только сборка автомобилей Ford Focus и Ford Mondeo первых двух поколений. Эти модели и по сей день остались самыми трендовыми среди всей линейки легковых автомобилей Форд на российском рынке.

Если обратиться к официальной статистике, станет ясно, что в первые годы запуска производства в стране 2011-2012 гг., определился небольшой скачок роста продаж. Тем не менее все последующие годы ситуация только ухудшалась.

Статистика продаж автомобилей Ford на российском рынке
Сокращение доли автомобилей Форд на российском рынке

Снижение продаж Форд случилось не только из-за общего падения низкой покупательной способности, но в большей степени из-за перехода потенциальных потребителей в другой ценовой сегмент или смене предпочтений на другие марки. Об этом свидетельствует динамика снижения доли Форд в общем объёме российского авторынка.

Гипотезы причин ухода Ford Motors

Причины ухода Форд с рынка легковушек в России разные авторитетные издания называют разные. Разумеется, большинство сходится во мнении, что Форд не прижился из-за своей слабости и отмечают плюсы избавления от одного из конкурентов автопрома.

Западные источники, такие как reuters.com сообщают о том, что крах компании Ford Motors на рынке легковых авто произошёл не только в нашей стране. Так называемый перезапуск и реструктуризация деятельности компании с упором на сегмент лёгкой коммерции ожидается в ряде стран Южной Америки и Европы.

Данный факт указывает на общую угнетённость финансового положения легенды американского автопрома и ряде предшествующих ей стратегических ошибок.

Начало конца Ford или конец был в начале?

Эксперты отмечают, что для входа на рынок в качестве производителя компания Форд Моторс изначально выбрала не верного партнёра.

Toyota расторгла контракт с Sollers в 2011 году

Компания Соллерс в 2011 году как раз потеряла сотрудничество с японской Toyota, которая собирала в России внедорожники Land Cruiser Prado. В результате Sollers искала нового влиятельного партнёра. На предложение о партнёрстве позитивно отреагировали американцы.

Упущенные возможности и ненужное строительство

Другой теорией стратегического инфантилизма со стороны Форд в России считается излишняя амбициозность при составлении планов продаж. Под ожидаемые продажи компания выполнила строительство большого количества излишних производственных мощностей. Судите сами, на фоне общего снижения продаж в 2013 году по сравнению с 2012 годом и колоссального падения по сравнению с 2008-2009 гг. Руководство принимает решение о
строительстве модернизированного завода размером в 6 футбольных полей в Набережных Челнах. После чего случается ещё больший обвал продаж в результате повышения цен на авто и падения курса рубля. А заводы уходят в простой аж до 88% от производственных мощностей.

Многие также заявляют о концептуальных ошибках в последовательности расширения модельного ряда из-за которых компания «сломалась». А именно поздний выпуск таких моделей как Fiesta и Kuga общий тренд на которые был бы актуальнее двумя годами ранее.

Форд Куга и Форд Фиеста слишком поздно вышли на российском рынке

В целом причин неудачи американцев за 17 лет на рынке скопилось достаточно. Каждый промах стал очередным кирпичиком на пути к концу.

Перспективы российского авторынка и Форд Моторс

Совсем без Ford Россия не останется, бизнес всё так же сможет приобретать коммерческие модели под свои нужды. Что касается уже выпущенных легковых автомобилей, то компания уже устроила грандиозную распродажу. Правда стоит ли покупать автомобиль с учётом последующего роста стоимости обслуживания каждый решит для себя сам.

Дилерские центры в основном готовы переквалифицироваться в станции тех. обслуживания. Хотя большую часть всё же придётся закрыть.

Самым негативным последствием является потеря большого количества рабочих мест. Эта проблема не коснётся завода в Ленинградской области, а на закрытых заводах обещают щедрую компенсацию рабочим до 12 окладов. Тем не менее это не решит вопроса с последующим трудоустройством.

Sollers уже ведут переговоры с корейским Hyundai о возможном сотрудничестве на фоне текущей популярности автомобилей марки в России.

Рейтинг легковых автомобилей в России

Свернув невыгодное производство Ford Motors планирует вплотную заняться вопросом консолидации с немецким Volkswagen.

ДРУГИЕ НОВОСТИ

На рубеже тысячелетия, отечественный автопром решил выпускать автомобили ВАЗ 21106 GTI, что является не только признаком шика, но также знаком того, что автомашина невероятно быстрая. Производители данной машины постарались удовлетворить все потребности клиентов в комфортном и динамичном автомобиле, что делает его не только быстрым и удобным, но и адаптированным к…

5 Сен 2019

В наши дни мир супергероев из комиксов не столь далёк от реальной жизни. В 2020 году автомобилестроительная компания Audi планирует удивить своих поклонников  серийным производством аппаратов, которые в буквальном смысле съедут с киноэкранов. С презентации концепта нового электромобиля Audi E-tron GT в Нью-Йорке прошёл всего год, а автомобиль уже успел…

10 Июл 2019

На сегодня Opel Corsa (Опель Корса) является одним из востребованных автомобилей не только среди отечественных автомобилистов, он также достаточно популярен и в других европейских государствах. Чем же примечателен автотранспорт от производителя General Motors, и на какие аспекты требуется обращать внимание при покупке на вторичном рынке, следует рассмотреть более подробно. Возможные…

14 Июн 2019