Анастасия Анатольевна Лагунова
Организованная образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация, речевая звуковая культура
План мероприятий по развитию речи (промежуточная группа)
Тема: звуковая культура речи: гласный звук “з”.
Содержание программы: Упражнять детей в произношении изолированного звука в слогах и словах; учить детей произносить звук “з” твердо и мягко; дифференцировать слова с этим звуком; повторять с детьми известное стихотворение К, Бальмонта “Комарики – Макарики”; развивать фонематический слух, внимание, память; развивать интерес к литературе.
Работа с лексикой: свистящая песня воды, звонкая песня комаров, солиста; ферзь – шахматная фигура; заря – рассветница; авиатор, чирбетуница, заяц, кролик.
Материалы: стихотворение К. Бальмонта “Комар-макаронник”; картинки, изображающие предметы: комара, королеву с шахматной доской, козу, стрекозу и т.д. жетоны.
Ход занятия:
Учитель просит детей вспомнить песню жар-птицы и свистящую песню воды, текущей из крана. Дети поют эти песни вместе и по отдельности.
“И-и-и-и” – ревет жеребенок тихо и долго. Как он ревет? (Ответы детей).
“С-с-с-с”- вода течет, свистит, льется из крана. Как он заставляет воду свистеть? (Ответы детей).
Теперь слушайте особенно внимательно, – сказал учитель и произнес звуки “с” (сссс) и “з” (ззззз), – что вы услышали?
У вас все хорошо. Вам удалось услышать две похожие песни, два звука, которые легко слушать. При игре на них язык прижимается к нижним зубам. Может, проверим?
Звуки похожи, только звук ‘z’ звонкий. Москиты умеют делать “дзззззззззззззз”.
П.Т. Некоторые дети притворяются комарами, поют тихо и громче, а остальные дети отпугивают комаров. Затем дети, которые только что спаслись от комаров, играют в комаров. Лучший комариный певец выбирается путем индивидуального исполнения комариной песни.
Педагог: “В музыкальной школе дети-комары (их также можно называть по-разному: вы, а они…? комары) исполняют сложные песни. И мы с тобой попробуем:
Я потерял свою королеву.
Кто что потерял?
Королева…? – Шахматная фигура (показывает). Поэтому шахматист проиграл – он потерял ферзя.
Не дразните козу.
– Почему мы не должны дразнить это рогатое животное?
Дети повторяют каждую фразу в общей сложности 2-3 раза.
Учитель читает русскую народную песню
Повторяет песню 2-3 раза, дети повторяют последние слова громко, но четко. Учитель объясняет, о каком рассвете идет речь в песне – утреннем или вечернем.
Работа с изображениями
Дети должны назвать предметы на картинке.
Повторите слова: заяц, кролик, забор, клубника, забор, замок.
Попробуйте ответить, с какого звука начинаются все слова.
Отметьте жетонами предметы, в названии которых есть звук “з”. Назовите их. (Ответы индивидуальные, приветствуется правильное произношение звука “з”).
Учитель читает стихотворение К. Бальмонта “Москито-макарики”. Повторяет его, давая детям возможность четко произносить слова flyer, chebetunitsa, mosquitoes, makariki, sudariki.
Перспективное планирование в образовательной области “Коммуникация: художественная литература” Коммуникация/Художественная литература. Сентябрь. Период Тема урока Программные задания Методическая литература 2.09-9.09 “Надо ли учиться.
Перспективное планирование по программе “Детство”, развитие речи. Перспективное планирование по развитию речи Время Тема и цель урока Неделя I “Разноцветная осень” Тема и цель урока II.
[1,56 Mb] (скачиваний: 3837). Тип файла: mp3.
Звук протекающего крана
[926.84 Kb] (скачиваний: 694). Тип файла: mp3.
Звук работающего крана на кухне с высоким давлением
[225.61 Kb] (скачиваний: 447). Тип файла: mp3.
Звук булькающей воды из кухонного крана
[1.75 Mb] (скачиваний: 860). Тип файла: mp3.
Звук капель, капающих из бытового крана
[752.96 Kb] (скачиваний: 412). Тип файла: mp3.
Кран с разбрызгивающейся водой
[266.94 Kb] (скачиваний: 351). Тип файла: mp3.
Шум работающего крана в кухонной раковине с вытекающей из него водой
[315.64 Kb] (скачиваний: 515). Тип файла: mp3.
Легкий напор воды, стекающей в раковину
[1.75 Mb] (скачиваний: 396). Тип файла: mp3.
Звук воды, вытекающей из крана
[111.85 Kb] (скачиваний: 272). Тип файла: mp3.
Наливание воды в бассейн или ведро. Шум большого напора воды
Автор: Бебех Ольга Геннадьевна
Положение: педагог
Учебное заведение: Городское учебное заведение: детский сад “ВДОХНОВЕНИЕ” #16
Город: Кемеровская область, Юрга
Название материала: Статья
Тема: Перспектива звуковой культуры речи: озвучивание z и zv “Москитная песня
Дата публикации: 30.12.2018
Раздел: дошкольное образование
Проспект Звуковая культура речи: гласные z и zn.
Цель: развивать у детей умение произносить изолированный гласный з (в слогах, в
Слова); учить произносить гласную з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь.
Методы и приемы: сюрпризный момент, демонстрация, объяснение, артикуляция
гимнастика, игра, беседа.
Оборудование: пластилин, пластилиновые доски, картинки деревьев, комар на
Вводная часть
Создание интереса, эмоционального настроя на уроке “Свистящая вода поет”,
течет из крана”, момент удивления.
2. “Москитная песня”.
3. логопедические песни:
“Стрекоза” (звук – за).
“Не дразни козу” (звук – зу).
4.Знакомство с гласными z и zi.
3.Заключительная часть. Подведение итогов урока
I. Вводная часть.
Учитель. Дети вспоминают свистящую песню воды, вытекающей из реки.
(Дети поют его вместе и по отдельности.
) Педагог. Теперь слушайте очень внимательно.
Учитель произносит звуки z (s-s-s-s) и (z-z-z).
Воспитатель детей. Что вы слышали? Это хорошо.
Учитель. Вам удалось услышать две похожие песни, два звука, которые легко спутать.
Их языки прижимаются к нижним зубам. Может, проверим? Звуки произносятся
но з произносится так, но звук з звонкий.
Учитель: Нас посетил комар.
Комар поет песню з-з-з-з-з.
Комар подлетел ближе, и послышалось более громкое “дзззззззззз”.
Воспитатель. Ребята, язык живой и живет в своем доме.
А дом маленького язычка – это его рот. Давайте сделаем несколько упражнений для языка.
‘Высунуть язык, вставить язык, высунуть язык. “Выпускаешь язык на волю, смотришь направо,
Влево, вверх, вниз, заправьте язык. Язык в
d к нижним зубам d
Даже язык стал щекотать.
Язычку очень нравится песня, и комару тоже.
Мы разогрели язык, он стал более послушным.
Давайте повторим песню про комаров.
При его исполнении язык прижимается к нижним зубам.
Учитель: Попросите каждого ребенка спеть песню.
Послушайте, насколько громко он звучит:
– Саша, ты слышишь громко песню комара? Пойте песню громко.
Комар улетел, услышав песню тише.
– Сафия, ты можешь послушать песню погромче? Спойте более спокойную песню.
Учитель: Попросите каждого ребенка спеть песню о комаре.
Проверим? Звук колокола.
– Мирослав, спой песню про комаров?
Учитель: Комар приглашает нас на прогулку и хочет с нами поиграть. Вы
Аня, Матвей и Егор будут изображать комаров, которые будут громко и тихо петь песню, а
другие отмахиваются от комаров.
– Как Аня поет песню про комара?
– А как Матвей поет тихонько?
– А как громко Егор поет песню комара?
(Затем дети меняются ролями).
Учитель: Ребята, в музыкальной школе дети комары – москиты (можно их еще назвать
Вы – дети, а они… (комариные дети, Вы – дети, а они (комариные дети,
исполнять сложные песни, например
3. логопедические песни
За-за-за-за, за-за-за-за – я потерял свою королеву. Кто такой
Что он потерял? Ферзь – это (шахматная фигура). Таким образом, шахматист потерял своего ферзя.
Зия-за-за, зия-за-за, пролетела стрекоза. (Дети повторяют предложение.)
Зу-зу-зу, зу-зу-зу, не дразни козу.
Воспитатель ребенка: Давайте сделаем это все вместе.
(Комару очень нравится эта песня).
Кипер: Ребята, у комара есть еще одна очень интересная игра! Учитель:
Вы хотите поиграть? Мальчики. Да.
4 Выучите звуки z и z.
Я называю слова, если есть звук “з” или “зн”, вы хлопаете в ладоши, а если звука “з” или “зн” нет, вы сидите и молчите,
мы садимся и молчим. Посмотрим, кто окажется самым внимательным и сообразительным.
Внимание готовы: рассвет, дуб, стол, свет, колокольчик, земля, пирамида, кукла,
замок, бубен, телефон, дом, зеркало, кровать, платье, зима, золото, пекарь, повар, загадка,
зонтик, спички, телевизор, зверь, попугай, заяц, зелень, колокольчики, лампа, шкаф, машина.
Учитель: Комар приглашает вас на прогулку.
Во время нашей прогулки мы встретили дерево.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Осенью падают листья, а комары любят листья на деревьях. Пойдемте в
Давайте сформируем комара из листьев на наших волшебных деревьях. Слушай, есть маленькие
комочки пластилина, давайте скатаем их в шарики, налепим на ветки деревьев и разомнем,
для создания красивых листьев. Все молодцы.
Теперь давайте подарим нашим волшебным, вечнозеленым, листьям
К комару. Комар будет жить на наших деревьях всю зиму. Давайте расскажем комару. Для
Воспитатель. Ребята, какой звук мы сегодня научились издавать?
С каким звуком дружит звук z-z? (Со звуком S…).
Чем они отличаются? (Звук S – тихий, звук Z – громкий).
Мы сделали свою работу и давайте прогуляемся по осенним тропинкам.