Сварной шов зачистить заподлицо

Вопрос:

Во время сварки, сваривания нескольких пластин, образуется шов. Его разбирают и называют смывом. Необходимо понять, какие требования предъявляются к очистке такого шва. Какие документы используются для установления этих требований?

Ответ:

  1. Нормативными документами, определяющими очистку сварных швов, являются:
    • ГОСТ Р 53192-2014 Сварные соединения в стальных конструкциях железнодорожного транспорта. Требования к проектированию, исполнению и контролю качества (см. обоснование 1);
    • РД 34.15.132-96 Сварка и контроль качества сварных соединений стальных конструкций зданий при строительстве промышленных объектов (см. обоснование 2);
    • СП 70.13330.2012 Несущие конструкции и ограждения. Пересмотренное издание СНиП 3.03.01-87 (см. Причина 3).
    • Нормативными документами, определяющими очистку сварных швов, являются:
      • ГОСТ Р ИСО 17637-2014 Неразрушающий контроль. Визуальный контроль соединений, выполненных термической сваркой (см. обоснование 4);
      • ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСКЗ). Лакокрасочные покрытия. Подготовка металлических поверхностей к покраске (см. обоснование 5);
      • ВСН 006-89 Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка (ссылка 6).

      Рис. Зачистка сварного шва после сварки

      С полным текстом консультации Вы можете ознакомиться, скачав файл по следующей ссылке.

      Консультация бесплатна и предоставляется пользователю профессиональной информационной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандартного сервиса.

      Данный материал подготовлен в ответ на индивидуальный запрос и может утратить силу в связи с изменениями в законодательстве.

      Сварка является наиболее распространенным и экономически выгодным методом соединения металлических конструкций и множества различных деталей.

      Соединяя поверхности вместе, в конечном итоге можно получить однородный сварной шов, который обеспечивает прочное соединение между отдельными частями.

      Сварной шов является слабым местом любого метода сварки. Поэтому очистка сварного шва является обязательным условием.

      Непроклеенный шов после сварки

      Существует причина, по которой очистка сварных швов после сварки регламентируется ГОСТ 9.402-80.

      Для очистки используются различные инструменты и применяются особые техники. Это может быть:

      1. Очистка сварного шва путем механической шлифовки.
      2. Химическое травление.
      3. Метод нейтрализации.

      Понятно, что у каждой технологии есть свои нюансы и рекомендации по использованию в каждой ситуации.

      Оборудования для зачистки

      Необходим взвешенный подход к выбору оборудования. Расходные материалы и рабочее оборудование должны быть подобраны соответствующим образом.

      Это может быть металлическая щетка, угловая шлифовальная машина/машина с абразивными кругами или шлифовальная машина.

      При выборе кофемолок основное внимание следует уделить мощности. Только после этого следует смотреть на показатели потребления.

      Например, мобильные шлифовальные машины успешно используются в судостроительной промышленности. Проще переехать через большие заготовки, чем пытаться переместить их на новое место.

      Мобильная шлифовальная машина

      Необходимость зачистки сварных швов

      Заключительный этап сварки включает в себя удаление шлака и окалины из сварного шва. Очистка сварных швов после сварки выполняется в три этапа:

      • обработка зоны вокруг сварного соединения;
      • полировка после антиокислительной обработки;
      • Лужение стыков.

      Зачистка заусенцев сварного шва регламентируется ГОСТ 9.402-80 и выполняется, в частности, для устранения дефектов рабочей поверхности. Согласно утвержденным стандартам, это может быть:

      Важно, чтобы рабочий процесс выполнялся в соответствии с утвержденными стандартами. Эти стандарты не должны нарушаться. Необходимо в полной мере использовать шлифовальное оборудование и другие зачистные механизмы.

      Механическая чистка стыковочного места

      Как зачистить сварные швы с помощью шлифовальной машины? Самый простой метод механической очистки — это удаление покрытий вручную с помощью шлифовальной машины. В этом случае можно избавиться от дефектов, которые неизбежны при сварке:

      1. Масштаб.
      2. Заусенцы и окислы.
      3. От чешуек, заусенцев и окислов, а также обесцвечивания.

      Удаление заусенцев со сварного шва с помощью шлифовальной машины

      Многие утверждают, что это экономичный метод, и это доказанный факт.

      Зачистка сварного шва будет выполнена профессионально, если использовать правильный шлифовальный круг.

      Химическая чистка соединения

      Взаимодействие этих двух методов — механического и химического — оказалось наиболее эффективным и действенным. Очистка сварочных швов может быть выполнена путем:

      • метод травления;
      • метод пассивации.

      Давайте рассмотрим оба варианта. Давайте определим различия и выясним, что включает в себя каждый из вышеперечисленных методов.

      • Удаление заусенцев со сварных швов путем травления.

      Это один из этапов обработки сварного соединения перед механической шлифовкой.

      Специальная смесь используется для формирования однородного слоя на обрабатываемой поверхности.

      Метод травления используется для удаления участков обесцвечивания. Травление может осуществляться как на отдельной детали, так и на всей заготовке.

      Метод травления заготовок

      При последнем методе материал лучше всего полностью поместить в емкость с раствором для травления. Не существует определенной продолжительности процесса травления для полного погружения.

      Время в этом случае определяется в индивидуальном порядке. Очистка сварных швов после сварки будет более эффективной, если пассивация выполняется после травления. Это придаст соединению дополнительную прочность.

      Сварные швы после сварки могут быть обработаны пассивацией. Этот процесс осуществляется следующим образом. Поверхность обрабатывается специальным составом.

      Ровный слой наносится на рабочую поверхность, образуя пленку. Это необходимо для предотвращения старения металла и, в частности, коррозии.

      Применение метода пассивации

      С химической точки зрения это выглядит следующим образом: окислители с размягченной поверхности детали или предмета взаимодействуют с нержавеющей сталью для удаления излишков, которые могли образоваться.

      Он также активирует образование пленки для защиты заготовки.

      Зачистка сварных швов выполняется в соответствии с руководящими принципами, установленными национальными органами технического контроля. Мастер смены отвечает за качество уборки. Результаты работы должны быть занесены в ведомость ремонта сварных швов.

      Техника безопасности

      При проведении сварочных работ, независимо от метода, необходимо с самого начала подготовить рабочую площадку и проверить оборудование.

      Этот процесс требует использования специальных средств защиты и спецодежды для сварщика. Вместе с инструктажем и соблюдением правил пожарной безопасности необходимо.

      Перед началом сварки проводится инструктаж, результаты которого заносятся в рабочий журнал. Доступ должен предоставляться лицам старше 18 лет и прошедшим специальную подготовку.

      Заключение

      Обработка поверхности является неотъемлемой частью качественного производства с использованием сварки. Это можно сделать различными способами.

      Цель одна и та же: довести заготовку до полностью готового состояния. Важность этого процесса регулируется ГОСТом и другими документами государственного уровня.

      Можно сделать вывод, что обработка поверхности и удаление остатков сварки — это важный и неотъемлемый процесс, который в конечном итоге приводит к желаемому результату.

      Я начал писать эту статью в ответ на один из комментариев о низком качестве сварки.
      Поскольку это довольно большой труд, я решил написать его в виде записи, тем более что, как мне кажется, он будет полезен многим людям.

      Я не хочу разбрасываться терминологией, не собираюсь писать правду из учебников: что такое сварное соединение, как его получают, какие процессы там происходят. Это интересно узким специалистам, которые уже все знают, а кто не знает — пожалуйста, читайте подробности о машинах.
      Я бы предпочел написать свое собственное мнение, сформированное в результате некоторого опыта и с опорой на университетскую теорию, но не отягощенное формулами и дикими диаграммами.
      В целом: сварной шов — это неразрывное соединение двух однородных металлов. Не путать с пайкой — процессы частично похожи, но все же отличаются.
      Сварка получила широкое распространение благодаря своей низкой стоимости и доступности, что позволяет многим людям выполнять ее самостоятельно.
      Я не буду останавливаться на электродах для дуговой сварки — она постепенно теряет актуальность в наши дни (хотя кое-где без нее не обойтись), не буду останавливаться на аргонной сварке из-за ее дороговизны и низкой производительности (хотя самую красивую сварку и заварку можно варить хоть дома на диване), а расскажу о сварке, наиболее актуальной для автовладельцев и авторемонтников — полуавтоматической сварке.
      Полуавтоматическая сварка в настоящее время является самым эффективным и дешевым видом сварки. При такой сварке получается шов с очень малым количеством шлака (но он там есть). Поскольку электрод представляет собой тонкую проволоку, этот вид сварки необходим для объемного соединения тонколистового металла, из которого, собственно, и сделаны наши автомобили.
      Конечно, все это замечательно, но есть небольшая проблема! Для такой сварки вам нужен источник постоянного тока с жесткой I-V кривой (ну я обещал… и вот, пожалуйста — google поможет). Требования довольно высокие.
      Создать такой источник достаточной мощности на основе аналоговой технологии ну это было из области фантастики, что могут позволить себе только промышленные компании, размеры и вес у него адекватные, но стоимость запредельная. Более простые конструкции основаны на трансформаторах, но, не вдаваясь в подробности, могу сказать, что это не то. В последнее время ситуация стала намного лучше — на основе интегральных технологий массово производятся и продаются недорогие инверторные сварочные аппараты, которые может позволить себе практически каждый.
      Отдельно хочется упомянуть «продукцию» неизвестных фирм с яркими этикетками на корпусах и характерными названиями (типа «kraftweld», «mig super» и т.п.), которую наши обыватели любят ввозить за бесценок из-за «границы». — обычно используется трансформатор малой мощности с некоторыми фильтрами и без стабилизации скорости двигателя. Это оборудование действительно невозможно использовать, но все же оно дает некоторое подобие сварного шва. Косвенным признаком этой техники служит наличие метровых силовых кабелей, пластикового пакета размером с совок для мусора под обманчивым названием сварочной маски и наноинструмента, то есть щетки по металлу и молотка в одном флаконе.
      Качество источника сварочного тока напрямую влияет на качество сварного шва. При использовании сварочного источника с правильно выбранным режимом работы получается хороший, мелкозернистый, без окалины сварной шов, который не имеет фаски на торце и пробивается снизу. Такие сварные швы радуют глаз и практически не требуют механической обработки. Но, как правило, его получение требует определенных условий — о сварщике уже говорилось, железо должно быть чистым, без ржавчины и грязи, положение шва — нижнее (т.е. сварщик над швом, а не наоборот), свариваемые материалы должны быть одинаковой толщины и более или менее одинакового состава. Опытный сварщик способен компенсировать отсутствие того или иного условия, но это не всегда так.
      В этом случае необходимо снять заусенцы, чтобы удалить «сопли» и излишки металла с поверхности.
      Многие считают, что в этом нет необходимости, например, «не видно», «это будет сильнее» и т.д.
      Но мое мнение IMHO прямо противоположное. Здесь я попытаюсь дать определение (и пусть это будет моим ответом на ответ в комментарии).
      Итак — каков эффект от неразрезанного шва….
      1 Сила.
      Любое руководство по спецификации точности скажет вам, что чем лучше качество обработки поверхности, тем прочнее деталь. Каждая поверхность имеет некоторую шероховатость. Шероховатость — это скопление микровыступов и микроподъемов выше среднего уровня. Микровыемки являются концентраторами напряжений, которые могут привести к образованию трещин из-за упругой деформации, присущей эксплуатации детали. Уменьшение шероховатости приводит к уменьшению размера шероховатости и снижению напряжений в детали. Сварной шов дает значительное увеличение шероховатости, которую можно уменьшить путем удаления заусенцев.
      Тот, кто считает, что это снижает прочность соединения, уверяю вас — остальное сойдет. Эксперименты (не только мои) доказывают, что железо обычно трескается или ломается не прямо на сварном шве, а рядом с ним. Тем более что в большинстве случаев нет необходимости снимать заусенцы заподлицо, достаточно сделать плавные переходы к основному металлу.
      Примеры из реальной жизни — трещины в стекле засверливаются с торцов для предотвращения дальнейшего сползания, трещины в железе срезаются, в некоторых случаях (например, при ремонте железнодорожных путей) трещиноватый слой металла полностью удаляется.
      2 Коррозия металла.
      В незачищенных порах сварного шва очень любит расти ржавчина, которую можно вытравить только той же зачисткой. Область металла вокруг сварного шва уже более подвержена коррозии из-за сгорания легирующих добавок в металле, и теперь создаются особые условия для развития коррозии. Попытки защитить такие швы краской и различными мастиками, скорее всего, не увенчаются успехом — шлак, который остается в шве (при полуавтоматической сварке его мало, но он все же есть), затем отваливается от металла вместе с краской. Шлак от многих неровностей сварного шва может быть снова удален путем зачистки.
      3 Парусный спорт.
      Черновой сварной шов имеет большую высоту над основным металлом, что в реальных условиях эксплуатации создает дополнительные возможности для скопления песка, влаги и т.д. вблизи него. При обработке такой поверхности жидкостями, которыми являются всевозможные грунтовки, краски, мастики и т.д. — В основном, все из-за поверхностного натяжения жидкого материала, на выступах образуется более тонкий защитный слой и, кроме того, выступы сварного шва быстрее изнашиваются, обнажая металл и тем самым делая его еще более восприимчивым к коррозии. Это относится не только к сварным швам, но и к любой выступающей конструкции, будь то винт, болт и т.д.
      4. внешний вид.
      Здесь уже на любителя, но мне самому неприятно видеть некоторые свои сварные швы, которые я мог бы сделать лучше, но в силу различных обстоятельств не сделал. Неприятно смотреть на собственную работу через много лет — сколы, неровности и т.д. С другой стороны, приятно провести рукой по поверхности и ничего не почувствовать, хотя мысленно вы вспоминаете, что когда-то готовили здесь. Но опять же — есть просто прекрасные сварные швы, которые не нужно или нежелательно зачищать.

      Из-за игнорирования этих простых причин у многих (довольно огромных) автолюбителей сложилось мнение, что ремонт автомобиля с помощью сварки — это кровавое зло, после которого автомобиль начинает ржаветь и гнить еще больше. Я отчасти согласен с ними, поскольку их мнение культивируется безответственными ремонтниками, которые просто игнорируют указанные причины.
      Как правило, это «работники старой школы» или воспитанное ими новое поколение, которые используют аппараты, вообще не предназначенные для полуавтоматической сварки, или «импортную» продукцию от безымянных производителей, «купленную за большие деньги в Германии». Они работали в советское (и постсоветское) время, когда больстер был мега редким товаром, а расходные материалы для него (т.е. отрезные и зачистные круги) были в цене, поэтому они экономили, как могли. Но потом времена изменились, и люди остались. Они не могли понять, что новые инструменты, новые материалы и новые возможности ведут к радикальным изменениям в стандартах качества, но привыкли работать по-старому.
      К счастью, все чаще появляется другое мнение: не так важно, как приготовлена машина, важно, как она обработана.
      И я согласен с этим мнением.
      Если у вас есть вопросы, я могу ответить на них лично или прямо в комментариях.

      Оцените статью
      Добавить комментарий