Глава 3
СТРУКТУРА РЕДАКЦИОННОГО АНАЛИЗА ПО ЕДИНИЦАМ ТЕКСТА
Текст, безусловно, является таким единством, в котором все взаимосвязано.
X. Вайнрих
Структура текста чрезвычайно сложна. Его подразделения можно различать по нескольким признакам.
Во-первых, текст произведения – это запечатленное высказывание, выраженное языковыми средствами. Как таковая, она состоит из единиц речи – высказываний, представленных единицами языка – словами, словосочетаниями, предложениями, фразами. В последнем случае слова и предложения синтаксически связаны.
Во-вторых, текст произведения – это запечатленная мысль. И как таковая она состоит из единиц мышления, т.е. логических единиц: понятий (имен), суждений (утверждений), умозаключений и их систем (в частности, доказательств или отрицаний), связанных логическими отношениями.
В-третьих, текст произведения – это не случайный набор фраз, а композиционное целое, в котором фразы связаны друг с другом композиционными, структурно-логическими отношениями и образуют сверхфразовые единства разного ранга. Каждое такое единство называется единством потому, что все составляющие его фразы связаны общей темой и следуют друг за другом в порядке, определяемом либо временной последовательностью событий, отраженных в высказывании (повествование), либо структурными связями между сторонами, частями, элементами объекта, предмета, явления, отраженного в высказывании (описание), либо отношениями логической последовательности (умозаключение).
Группа сверхфразеологических единиц (описания, повествования, рассуждения) в свою очередь объединяются в сверхфразеологическую единицу более высокого порядка общей более крупной темой в порядке, установленном по той же схеме, что и в элементарной сверхфразеологической единице, т.е. как части либо повествования, либо описания, либо рассуждения.
В-четвертых, текст произведения – это рубрикатор и графическая компиляция слов, предложений, фраз и т.д. Соответственно, текст состоит из абзацев, параграфов, глав, разделов и частей.
Таким образом, текст состоит из речевых единиц, логических, композиционных и рубрикационных. Они могут частично совпадать (слово и понятие, предложение и предложение, старшая сверхфразовая единица и абзац, элементарная сверхфразовая единица и абзац), но не всегда совпадают (например, понятие может быть и словом, и предложением, предложение не может быть предложением и т.д.).
Кроме того, эти единицы текста объединяются и разделяются на другие единицы на основе различных характеристик текста (см. ниже).
При изучении текста редактор сначала анализирует слово как единицу речи и как логическую единицу или ее составную часть, затем предложение, фразу и таким образом усваивает смысл этих частей текста.
Для редактора единство сверхфразы предстает как целое, состоящее не просто из речевых единиц, а из речевых единиц, связанных композиционными отношениями (тема и отношения преемственности как своеобразное преломление развития этой темы).
На определенном этапе старшая единица суперфразы также становится единицей рубрики (параграфа или главы), хотя не исключено, что это может относиться и к элементарной единице суперфразы. Рубричное членение текста графически выражает и закрепляет его композиционное членение на более высокие ранги (необходимо их соответствие).
Редакционный анализ более крупных, чем фраза, частей текста и произведения в целом не может быть сведен к сумме анализов составляющих их фраз. Да, и анализ фразы не может быть полным, если он проводится изолированно, без рассмотрения ее связи с другими фразами в тексте и через группу фраз, объединенных одной темой, к другим группам и затем к тексту произведения.
Смысл отрывка текста, фразы которого объединены общей темой, – это не сумма значений фраз этого отрывка, а новое качество, новый смысл, который рождается из значений этих фраз и связей между ними. Смысл каждой фразы пронизывает целое, претерпевая в нем трансформацию.
“Точно так же, как значение всего предложения не является суммой значений отдельных слов,” – пишет А. Р. Лурия в книге “Основные проблемы нейролингвистики” (Москва, 1976) – “смысл всего высказывания не исчерпывается значениями отдельных предложений” (с. 149).
В другом месте: “Каждый связный отрывок текста – это не просто последовательность предложений, он содержит общую мысль, которая является заключением всего сообщения. Поэтому понимание смысла каждого отдельного предложения еще недостаточно для понимания смысла всего текста. Чтобы достичь этого конечного результата, субъект, получающий сообщение, должен проделать определенную работу: он должен проанализировать и сравнить части, содержащиеся в тексте, определить ведущие (“ключевые”) компоненты текста и, наконец, воспринять в отдельных “кусках” информации, предлагаемых в отдельных фразах, общую мысль и подтекст сообщения” (с. 44).
Поэтому мы можем выделить три основных элемента в структуре текста и, соответственно, в структуре его редакторского анализа:
1) слово (слово может встречаться как понятие или часть понятия, т.е. как логическая единица);
2) предложение (может встречаться как высказывание, т.е. единица речи, и как суждение, т.е. как логическая единица);
3) надфразовая единица (переходя из низшей степени в высшую, она также может стать рубричной единицей, например, абзацем).
Анализ каждой из этих текстовых единиц зависит от анализа других единиц, поскольку между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость.
Смысл и значение слов становятся полностью понятными только в связи этого слова с другими в предложении. Оказывается, невозможно проанализировать предложение без анализа составляющих его слов, а также проанализировать слова без понимания их роли, их места в предложении и их отношений с другими словами, то есть без анализа предложения. Также невозможно глубоко понять предложение без анализа его отношений с другими предложениями, а последние – без анализа составляющих их предложений. Аналогично, фраза не может быть глубоко понята без понимания ее места и роли в сверхфразовом единстве, к которому она принадлежит, и без анализа ее отношений с другими фразами в этом единстве. Чтобы понять единство суперфразы, необходимо проанализировать каждую из составляющих ее фраз. Анализ сверхфразовой единицы более высокого порядка, в которую включена сверхфразовая единица, требует анализа всех составляющих ее сверхфразовых единиц. Даже смысл произведения в целом должен быть извлечен самостоятельно, отдельно, ибо он не формируется механически из смыслов его составных частей.
Эта взаимосвязь и взаимозависимость текстовых единиц определяет структуру и схему редакторского анализа. Он движется через единицы текста на разных уровнях таким образом, что анализируемая единица постоянно соотносится с другими, равными и более древними единицами, а также с составляющими ее единицами. Например, при чтении каждой фразы происходит не только нисходящее движение к ее единицам, но и восходящее движение к предыдущей и последующей фразам. Изучая и оценивая следующую фразу, редактор должен соотнести ее с предыдущей (более ранней), чтобы выяснить, в каких отношениях они находятся – объединяются ли они в сверхфразовое единство, являются ли частями единого структурного целого, или последняя фраза уже не является частью предыдущего единства и начинает новое. Закончив чтение выделенного им сверхфразового единства, поняв его смысл, редактор соотносит его с предыдущими, чтобы определить, образуют ли они сверхфразовое единство более высокого ранга, и уточнить место и роль в этом последнем анализируемом единстве, что помогает лучше его понять. И так далее.
В литературном произведении каждая часть представляет собой новое содержание, и редактор постоянно синтезирует и обобщает его, переходя от элементарных единиц к более крупным и снова к более мелким, и от элементарных обобщений ко все более глубоким и важным, охватывающим основные идеи произведения.
Изучение рукописи редактором часто ограничивается частностями именно потому, что редактор не синтезирует содержание ее основных всеохватывающих блоков и подразделов, не объединяет частности, детали в обобщенное целое, которое требует анализа и оценки не меньше, чем детали. По этой причине детали остаются центральными в работе редактора, а не фрагментами целого. Их исследование и оценка неполны и часто поверхностны, потому что их роль в целом не раскрыта, а редактор не строит, не видит и не исследует само целое. В результате редактор выполняет только свои элементарные функции.
Таким образом, удивительная сложность структуры текста произведения (см. схему ниже) заключается в том, что он состоит из множества различных элементов.
Структура текста
Слово | Слово | Слово | Слово | слово | слово |
3-е предложение | 4-е предложение | ||||
Слово | слово | слово | Слово | слово | слово |
5. приговор | 6. приговор | ||||
Слово | слово | слово | слово | слово | слово |
7. приговор | 8. приговор | ||||
Слово | слово | слово | Слово | слово | слово |
9. фраза | Фраза 10 | ||||
Слово | слово | слово | Слово | слово | слово |
Фраза 11 | 12 фраза | ||||
Слово | слово | слово | Слово | слово | слово |
13 фраза | Фраза 14 | ||||
Слово | слово | слово | Слово | слово | слово |
первое предложение |
2. фраза |
1. SFE |
2. UFE |
3. SFE |
1-е место СФУ > 2-е место |
В консонантной структуре текста много единиц, которые делятся на более мелкие и объединяются с более крупными так же, как сложные вещества делятся на более простые, на молекулы, молекулы на атомы, атомы на элементарные частицы и наоборот, молекулы объединяются, синтезируются в атомы, атомы в молекулы, молекулы в простые вещества, а те во все более сложные. Каждая единица текста, обладая определенной самостоятельностью, в то же время является частью более крупной (сложной) единицы и произведения в целом. Все это предопределяет сложность структуры редакторского анализа текста по его единицам.
Ко всем сложностям структуры текста, описанным выше, добавляется факт неравной роли текстовых единиц в тексте и его частей (глав, абзацев, сверхфразовых единиц). Таким образом, текст делится на части, которые собственно несут содержание, и части, с помощью которых автор управляет вниманием читателя, организует чтение, помогает выделить части смысловой композиции, поддерживает интерес к содержанию произведения. Например, автор остро и ярко ставит вопрос, на который читатель вряд ли знает ответ, но из-за важности или срочности вопроса хочет его узнать. Кроме того, вводный и заключительный разделы текста дифференцированы с точки зрения их роли в тексте. В центральной, главной части текста невозможно не отделить содержательно-центральные, наиболее важные части от второстепенных.
Глава 4
СТРУКТУРА РЕДАКЦИОННОГО АНАЛИЗА В СООТВЕТСТВИИ С АНАЛИТИЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ (ПРИ ОЦЕНКЕ РУКОПИСИ)
Ежедневно в Интернете появляются миллионы страниц текста. Сотни тысяч людей описывают события и явления, пишут новости и руководства, дают интервью, пишут посты в блогах и сочиняют истории. Список можно продолжать и продолжать, но всех этих людей объединяет одно: все они создают текст со структурой. Для одних структура проста для читателей, для других – сложнее. Сегодня мы рассмотрим, какие типы структуры материала существуют, и ответим на основной вопрос: как написать текст, который легко читать и понимать.
Разновидности структуры текста
Структура текста может варьироваться от задания к заданию и определяется автором индивидуально. Некоторые авторы выбирают правильную структуру, другие – не очень. В результате одни тексты легко читаются: буквально или по диагонали, а другие запутывают читателя и погружают его разум в хаос непонимания.
Чтобы прояснить это, давайте разобьем структуру текста на несколько частей. В большинстве случаев текст просто должен быть:
- Привлекательный заголовок
- Основная часть, разделенная на параграфы
Разделение на абзацы, использование подзаголовков и списков служит для улучшения читабельности текста, о чем подробнее можно прочитать в статье “Копирайтинг: улучшение читабельности текста”.
Основное тело может иметь свою внутреннюю структуру, в зависимости от задач, которые решает материал.
Типы внутренней структуры:
1. логическая (последовательная) структура
Логическая структура характерна для практических руководств, описаний, статей и так далее. Особенность этой структуры: каждый последующий абзац вытекает из предыдущего или связан с ним, прямо или косвенно. Это очень полезно для текстов, в которых за анализом чего-либо следует вывод.
Например, в этой статье предыдущий абзац описывает, где используется логическая структура, а в этом приводится пример ее использования. В следующем параграфе речь пойдет о другом типе структуры, логически дополняющем двух своих предшественников.
2 Пирамидальная структура
Пирамидальная структура является наиболее типичной для новостей и пресс-релизов. Он основан на принципе “перевернутой пирамиды”, который требует, чтобы основная информация размещалась в начале рассказа, а затем развивалась дальше по тексту.
Благодаря пирамидальной структуре пользователь с первого взгляда понимает, о чем статья, и при необходимости может узнать больше подробностей. В то же время, если пользователь перестанет читать, основное сообщение все равно будет донесено до него.
3. структура часто задаваемых вопросов
Структура FAQ наиболее характерна для интервью или страниц с часто задаваемыми вопросами. Каждый абзац этой структуры представляет собой пару вопрос/ответ. Иногда в начале текста размещается ссылочный контент, помогающий пользователю найти ответ на свой вопрос.
4 Коммерческая структура
Рекламные и продающие тексты предназначены для продажи и продвижения. Они полагаются на то, чтобы вызвать ответную реакцию пользователя: заказ услуги, покупка продукта, звонок, регистрация и т.д. Для достижения желаемого эффекта большинство рекламных текстов создается на основе маркетинговой модели AIDA.
Эта модель состоит из четырех этапов, на основе которых формируется структура материала. Стоит отметить, что структура не всегда должна быть логичной. В данном контексте наиболее важен конечный результат, а не эстетика и последовательность.
5 Комбинированная структура
Комбинированная структура текстов является наиболее типичной для блогов. Например, если блогер сначала описывает событие, используя структуру пирамиды, а затем анализирует его и делится собственными мыслями, структурируя материал последовательным образом.
В случае комбинированной структуры стоит быть очень осторожным, чтобы не перепутать анализ с новостями. В противном случае вы получите хаотичную структуру.
6 Хаотическая структура
Хаотичная структура не используется в текстах и обычно является результатом неумелого манипулирования информацией автором. На первый взгляд, это выглядит как текстовый конгломерат: элементы различных типов структуры, объединенные и беспорядочно нагроможденные друг на друга: аналитик с торговым уклоном, новостная статья с ответами на вопросы и т.д.
Хаотичная структура сбивает пользователей с толку и не позволяет им полностью усвоить информацию. Однако иногда авторы прибегают именно к этому типу, чтобы запутать читателей. Целью такого подхода может быть саботаж, дискредитация и т.д.
Структура абзацев
Как написано выше, текст, для удобства восприятия, разделен на абзацы. Абзацы, в свою очередь, также могут иметь свою структуру, зависящую от структуры текста, и могут быть представлены как
- Вопрос/ответ
- Односложные предложения
- Весь текст
- Список
- Условные обозначения
Главный принцип абзаца заключается в том, что он должен иметь смысл и значение, даже если он оторван от других предложений.
Примеры хороших абзацев:
Копирайтинг – это искусство создания продающих и маркетинговых текстов. SEO-копирайтинг – это производная от копирайтинга, которая нацелена не только на пользователя, но и на поисковые системы.
Каждый предприниматель заинтересован в продвижении своих товаров и услуг. Чем выше отдача от рекламы, тем больше денег они готовы в нее вложить.
Примеры неправильных абзацев:
Что всегда было с ним. Неизвестно, каковы его возможности, но одно можно сказать точно: без дополнительных финансовых вложений он не сможет полностью раскрыть свой потенциал.
Даже извлечь из этого максимальную пользу. В конце концов, эта женщина просто погубит его.
Во втором случае абзацы не являются самостоятельными смысловыми единицами и мешают читателю воспринимать текст при чтении “по диагонали”.
Выводы
Структура текста во многом определяет его будущий успех. В каждом отдельном случае структура выбирается исходя из целей, поставленных перед материалом. Самое главное, чтобы читатель мог получить нужную ему информацию наиболее доступным способом, не заскучав и не потерявшись. Если это так, читатель будет благодарен вам как автору, и ваши усилия будут полностью вознаграждены.
Об авторе
Даниил Шардаков
Даниил Шардаков – инженер, интернет-маркетолог и копирайтер. Практик. Ведущий преподаватель международной IT-академии в Минске. Основатель Лаборатории бизнес-коммуникаций и Института бизнес-копирайтинга.
Мои услуги | Курсы обучения копирайтингу
1. стартовое мероприятие.
3. окончание мероприятия.
Внимание. В художественных текстах также есть кульминация, предшествующая завершению какого-либо события.
СХЕМА ОПИСАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА
1) Общее впечатление от объекта (явления).
2. особенности объекта (явления).
Отношение к объекту (явлению).
СХЕМА ТЕКСТА-ОБЪЯСНЕНИЯ
Внимание. В разоблачительном тексте введение и тезис могут иногда совпадать. Также в тексте такого типа в некоторых случаях может отсутствовать концовка.
Самый простой способ определения типа текста (уже используется в начальной школе) – это техника вопросов и “картинок”:
Тип текста | Тип вопроса | Ǟ “картинная” техника |
Повествование | Что произошло и как это случилось? | Можно сделать несколько снимков |
Описание | Какой? | Можно сделать одну фотографию |
Рассуждения | Почему? | Сделать фотографию не представляется возможным. |
Основные свойства текста
Для того чтобы эффективно оценить семантические и лингвистические качества текста, необходимо знать его основные свойства.
Не нашли то, что искали? Используйте поиск:
Лучшие изречения: студент – это человек, который постоянно оттягивает неизбежное. 10826 – | 7386 –
или прочитать их все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором размещенного материала. Но он предоставляет возможность свободного использования. Имело ли место нарушение авторских прав? Свяжитесь с нами | Обратная связь.
Снова активируйте AdBlock!
и обновите страницу (F5)
срочно требуется