Роспись на глиняной посуде

Обычную скучную посуду, продающуюся в сетевых магазинах, можно легко превратить в дизайнерский набор. Все, что вам нужно, — это немного акриловых красок, кисти и, конечно, вдохновение. А мы постараемся научить вас рисовать на керамике и поможем быстро освоить это занятие с помощью нашего мастер-класса.

Керамика — один из самых простых материалов для рисования. Для нанесения узоров обычно используются специальные акриловые краски, но можно также применять контуры, различные клеи для создания трехмерных изображений или специальные маркеры. Если посуда не используется по назначению и просто стоит на полке, ее можно перекрасить обычной гуашью или лаком для ногтей.

Учимся красивой росписи по керамике в мастер-классе

1) Тщательно вымойте и протрите поверхность чашки жидкостью для снятия лака или ацетоном.

2) Добавьте лак для ногтей в емкость с теплой водой. Чем больше лака вы добавите, тем богаче будет дизайн. Если вы используете более одного цвета, добавьте второй после первого, а затем третий.

3) Аккуратно перемешайте смесь зубочисткой.

4)Опустите чашку в емкость со смесью, и на поверхности сразу же начнут появляться акварельные пятна. Обратите внимание, что верхний край чашки должен остаться неокрашенным.

5) Дизайн можно исправить с помощью жидкости для снятия лака и ватных палочек. Дайте изделию высохнуть в течение трех часов.

6) Высушенное изделие можно дополнить контурными красками, блестками и т.д. по желанию. Стильная кружка готова занять свое место на обеденном столе! Чтобы не повредить дизайн, мойте такие предметы только вручную и не ставьте такую посуду в микроволновую печь.

Не только кружки, но и другую посуду, например, тарелки, можно украсить самостоятельно. Искусство техники дотса требует больше времени и усилий, чем «рисование полосками», но результат того стоит.

После покрытия лаком вы получите декоративную тарелку, которая уже не является съедобной. Если вы хотите использовать его на кухне, выбирайте специальные акриловые краски для выпечки; они не нуждаются в лаке.

1) Тщательно вымойте пластину, затем тщательно высушите ее и обезжирьте поверхность, протерев ее ацетоном или жидкостью для снятия лака.

2) Теперь вам нужно выбрать рисунок, который вы хотите нанести на стекло. Начинающие могут черпать вдохновение из примеров во Всемирной паутине или использовать рисунки, приведенные в этом мастер-классе.

3)Делаем бумажные шаблоны и наклеиваем их на тарелку. Опытные рукодельницы могут вообще не использовать трафареты и рисовать прямо «с головы», но чтобы узор был аккуратным и симметричным, его лучше закрепить.

4) Сначала нужно немного потренироваться на грубой поверхности, затем можно приступать к покраске.

5)Продолжайте раскрашивать плитку акриловыми красками, добавляя новые цвета и при необходимости делая дополнительные виды трафаретов.

6) Если вы видите место, которое выглядит искаженным, его можно немедленно исправить с помощью сухого ватного тампона. Если краска уже застыла, используйте палочку, смоченную в растворителе. Для очень тонких участков можно использовать зубочистки.

7) Наша тарелка с ручной росписью готова!

И, конечно же, нельзя обойти вниманием блюдо, оформленное в традиционном стиле: Хохлома, гжель, жостово … Такие росписи больше похожи на настоящие картины, чем на простые узоры, поэтому приступать к ним лучше, имея опыт росписи по керамике.

Для росписи тарелки в технике гжель вам понадобятся:

  • белая керамическая тарелка
  • карандаш
  • ацетон (можно заменить жидкостью для снятия лака)
  • акриловая синяя и белая краска
  • кисти

1)Тщательно вымойте и обезжирьте поверхность пластины.

2)Набросайте рисунок простым карандашом — цветы, листья, птицы.

3) Потренировавшись на бумаге, начните рисовать в стиле гжель, сочетая темно-синие и светло-синие мазки.

4) Дайте краскам высохнуть. Готово! Для закрепления рисунка можно украсить тарелку специальной глазурью.

Видео по теме статьи

Для большей наглядности предлагаем посмотреть видео ниже, в котором шаг за шагом демонстрируется процесс художественной росписи по керамике.

»

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему светятся расписные шкатулки? Мы погружаемся в секреты традиционного мастерства.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Хохломская роспись родилась в Нижегородской области. Считается, что первыми украшать деревянные сосуды стали старообрядческие иконописцы в середине XVII века. Их продукция продавалась в селе Хохлома, отсюда и название промысла.

Ремесленник начинал с битья баклуш, то есть изготовления деревянных брусков (баклуш) из липы, осины или березы. Из них изготавливали деревянные ложки и половники, чашки и солонки. Неокрашенные сосуды назывались холстом. Холст был загрунтован и высушен несколько раз, после чего был окрашен в желтый, красный и черный цвета. Популярными мотивами были цветочные орнаменты, цветы, ягоды и кружевные ветви. Лесные птицы на хохломских изделиях напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок: «Пролетала мимо дома Жар-птица, зацепила крылом миску, и миска стала золотой».

После покраски предметы покрывались лаком два или три раза, в поверхность втиралась оловянная или алюминиевая пудра и сушилась в печи. После застывания на жаре они приобрели медовый оттенок и действительно сияли, как золото.

В начале XVIII века сосуды привозили на Макарьевские ярмарки, куда со всей России съезжались продавцы и покупатели. Хохломские изделия были известны по всей стране. Начиная с XIX века, когда на Нижегородские ярмарки стали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали свои товары в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина существует со времен Ивана Калиты, т.е. с 14 века. Местные ремесленники использовали его для создания «сосудов для аптекарских нужд», посуды и детских игрушек. Фабрики по производству фарфора появились в Гжели в начале 19 века. Первое предприятие было основано здесь в 1810 году купцом Павлом Куличковым. Первоначально фарфор расписывали красками, но в середине XIX века в Россию пришла мода на сине-белые голландские изразцы и китайский фарфор того же цвета. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора перед росписью, изделия окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор был окрашен в ровный розовый цвет, были видны все трещины. Мастера покрасили кобальтовой краской — до обжига она выглядела черной. Используя специальные техники, работая только кистью и красками, художники создали более 20 оттенков синего цвета.

На картинах Гжели изображены пышные розы (их здесь называли «агаши»), зимние пейзажи и сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, жители деревни отмечают праздник урожая. После росписи сосуды были покрыты глазурью и обожжены. Розовые изделия с черными узорами приобрели свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История федоскинских лаковых миниатюр берет свое начало в 18 веке. В 1795 году купец Петр Коробов основал фабрику в селе Данилково, недалеко от деревни Федоскино. Здесь папье-маше использовалось для изготовления козырьков для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, фабрика начала производить табакерки и табакерки.

Вскоре ассортимент расширился и стал включать шкатулки для украшений, броши и коробки для чая. Первоначально они были украшены гравюрами и эстампами, позже их расписали маслом и покрыли лаком. Художники добавляли в краски металлический порошок, чтобы они «светились». Русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни — гуляния, танцы, чаепития — стали традиционными мотивами федоровских миниатюр.

Маленькие миниатюры гарантированно сохранялись в течение 100 лет: после высыхания папье-маше становилось тверже дерева, а яркие краски не выцветали в течение многих лет. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживался на солнце. Мастер покрывал каждый предмет до 30 раз этим «жженым» составом.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Мезенская роспись возникла в 19 веке в низовьях реки Мезень в Архангельской губернии. Самое старое изделие с мезенскими узорами — расписное веретено — датируется 1815 годом. Местные жители украшали сундуки, кадки (круглые короба из бересты) и утварь — ковши, миски, бочонки и тарелки. В начале 20-го века село Мезенское стало центром мезенского плотничества.

Мезенские мастера расписывали сосуды охрой по чистому, негрунтованному дереву, используя специальную деревянную палочку — тиски. Черный контур был сделан из пера вальдшнепа или тетерева, а затем кистью наносились красные и черные узоры. Мастер разделил рисунок на три части — небо, землю и подземный мир. Он обозначил их границы прямой линией и расположил детали в строгом порядке. Основными элементами картин были животные и птицы: лошадь, олень и утка. Фигуры обрамлены геометрическими орнаментами из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Навыки мезенской росписи традиционно передавались только мужчинам. В начале новичкам рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и обводить его контур. Прежде чем нарисовать орнамент, будущие мастера долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. Филипп Вишняков открыл первую «лаковую мастерскую» в 1825 году. Они делали и расписывали табакерки, коробочки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил дело своего отца, но заменил папье-маше металлическими изделиями. В 1830-х годах в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, где художники украшали подносы букетами цветов. Декоративные изделия быстро стали популярными.

Основным мотивом живописи Жоста был букет цветов на черном фоне. Традиционно изготавливались четыре типа конструкций: «Составной букет», «Букет в букете», «Венок» и «Ветка рога». Как правило, художники располагали в центре произведения яркие, крупные растения. Тень и маленькие цветы по краям картины создают иллюзию объема. Чтобы рисунок сиял изнутри, мастера добавляли металлическую пудру, золотые чешуйки или делали инкрустацию из перламутра.

«Здесь живут с подносами, думают с ними и говорят только о них». — это было сказано о Житове. Все в деревне напоминает о народных промыслах: даже расписные подносы с номерами домов используются вместо адресных табличек. Таким же образом мастера делали указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая скульптура известна со второй половины 19 века. В 1870 году в деревню Курцево Городецкой волости приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных мастеров изготавливать краски и оживлять рисунок мазками белого цвета. Сначала художники расписывали пончики — плоские доски, на которых сидели хозяйки во время прядения шерсти и льна. Украшенные резьбой и красочной росписью, они также служили для украшения интерьера.

Картины Городецкого привлекают внимание контрастными, яркими цветами. Художники изображали хищных лошадей с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятыми головами и пушистыми хвостами, рисовали сцены из купеческой жизни — семейные званые вечера, прогулки молодых дам с женихами. Объемные букеты и венки из роз, маргариток и лучей были обязательным элементом живописных работ Городца.

Ложки и шкатулки, коробки и мокасины, мебель и ставни были украшены красочными рисунками. Ремесленники также делали деревянную стружку и расписывали игрушки для детей — кукол, лошадок-качалок и даже миниатюрные наборы для маленьких домохозяек — веретена, прялки, утюги. Особой популярностью пользовалась лошадка-качалка. Деревянных лошадей запрягали в расписные сани, а в карету сажали кучера. Мастера-изготовители игрушек не использовали в своей работе ни клей, ни гвозди: они подгоняли детали, иногда более тридцати, с высокой точностью. «Чтобы сделать тыкву, нужно знать демонов». — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в 18 веке. В то время иконописцы из небольшого села Палех Владимирской области были известны по всей России. С 1830-х годов и до Октябрьской революции здесь действовали иконописные мастерские.

Иван Голиков считается родоначальником палехского стиля — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе была открыта артель античной живописи, а через год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже.

Палехские ремесленники создавали шкатулки, броши, портсигары и табакерки. Они использовали технику иконописи: писали на черном фоне темперными красками из яичного желтка и воды, создавали золото (так назывался золотой порошок, растворенный в воде). Основными темами были сцены из сельской жизни, эпосы и русская литература. Мастера вдохновляли герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное копытце и царь Солтан.

В 1932 году художники Пальцевой встретились с Максимом Горьким, который назвал лаковую миниатюру Пальцевой «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков написал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Часы работы библиотеки*:

Пн10:00-20:00
Tue10:00-20:00
Ср.10:00-20:00
Thu10:00-20:00
ПнНа сайте
Сб10:00-18:00
Солнце10:00-18:00

Летний сезон (1 июня-31 августа)*:

Пн10:00-18:00
Tue10:00-18:00
Ср.10:00-18:00
Thu10:00-18:00
Пн10:00-18:00
Сб10:00-18:00
Ср.отключен

*Каждый последний вторник месяца — санитарный день

Псковская областная универсальная научная библиотека

  • Главная
  • О библиотеке
  • Адрес, контакты
  • Библиотека в средствах массовой информации
  • Условия использования
  • Структура библиотеки
  • Паспорт доступности
  • Библиотека в цифрах
  • Попечительский совет
  • Партнеры. Покровители. Доноры
  • План финансово-хозяйственной деятельности
  • План основных мероприятий — 2018 год.
  • Результаты деятельности
  • Награды
  • Отчеты, коммуникации
  • Независимая оценка качества
  • История библиотеки
  • Совет молодых специалистов
  • Исследования, опросы
  • Работа
  • Информационные ресурсы
    • Электронный каталог
    • Электронный каталог местного фольклора «Псковиана
    • Псковская электронная полнотекстовая библиотека
    • Библиографическая база данных «Статьи»
    • Библиографическая база данных «Неопубликованные документы по культуре и искусству
    • Составленный указатель периодических изданий
    • Бюллетень «Новые поступления
    • Традиционные и карточные каталоги
    • Окружные газеты
    • Веб-ресурсы
    • Онлайн-ресурсы
    • Наши публикации
    • Календарь памятных дат
    • Этномир в датах: календарь этнокультурных вех на 2017 год.
    • Сектор информации о культуре и искусстве
    • Услуги
      • Центр общественного доступа к порталу государственных услуг
      • Библиографические услуги
      • Электронная доставка документов
      • Обслуживание по межбиблиотечному абонементу
      • Виртуальный запрос
      • ОНЛАЙН услуги
      • Издательский центр
      • Перечень дополнительных услуг (оплачиваемых)
      • Личный кабинет

        Календарь событий

        Скоро в библиотеке

        Тематические сайты

        Роспись керамики: типы, виды и техники

        Гончарное дело — это обжиг натуральной глины. Этот вид ремесла известен с древних времен и успешно сохранился до наших дней. Обожженная глина используется для изготовления кухонной утвари, игрушек, декоративных статуэток. Уже в древние времена люди изобрели способы росписи глиняного сосуда. Современные материалы могут художественно высвободить изделие из глины и превратить его в произведение искусства.

        Виды керамики

        От сырья зависит, какую керамику вы получите. Это может быть:

        • Фарфор — имеет самый благородный внешний вид. Он белый, прозрачный, очень прочный и устойчивый. Он создается путем смешивания в разных пропорциях белой глины, полевого шпата и кварца. В древние времена секреты создания хорошего фарфора хранились, как яблоко от яблони;
        • Терракота — это красновато-коричневый материал, настолько насыщенный и яркий, что дал название цвету терракота. Этот материал в основном используется для изготовления декоративных предметов, так как он хорошо впитывает влагу;
        • Майолика — это пористый материал цвета натуральной глины. Поверхность предмета глазуруется и расписывается эмалями, чтобы майолика не впитывала воду;
        • Фаянс — это белый материал с пористой поверхностью. Для того чтобы использовать его ежедневно и придать ему необходимые водоотталкивающие свойства, его покрывают прозрачными лаками.

        Краски для декорирования

        Чтобы придать керамическому изделию художественный вид, его необходимо украсить. Очень часто эти предметы украшаются с помощью различных техник и красок. Они используют глазури, специальные вещества для создания рисунков и орнаментов:

        • Глазури — это специальные вещества, которые после обжига превращаются в прозрачный, твердый слой, защищающий изделие от внешних воздействий. Глазури, используемые для керамики, бывают прозрачными и непрозрачными, многоцветными, глянцевыми или матовыми, с металлическим блеском, составом травки или кракле. Глазури, используемые для хозяйственной керамики, фаянса и майолики, легкоплавкие, а глазури, используемые для фарфора, в основном огнеупорные;
        • Цвета керамики — существуют подглазурные, надглазурные и зеркальные цвета. Первые используются перед глазурованием и обжигом, вторые — после. Свечи представляют собой растворы солей металлов в масле, скипидаре или канифоли. После обжига материал носителя испаряется, оставляя на поверхности изделия тонкий металлический слой;
        • Энгобы — это матовое покрытие, состоящее из глины, которое наносится на предмет в полужидком состоянии, чтобы скрыть неровности, скрыть нежелательный цвет или рисунок, или создать рельеф. Чаще всего его используют для украшения майолики.

        Техники росписи

        Рисунки и орнаменты наносятся на объект, подвергаются обжигу. Для этого используются другие методы:

        • ручная роспись;
        • Механические методы — штампы, деколи, оттиски и т.д.

        Ручная роспись используется для украшения предметов, изготовленных мастерами традиционных ремесел, в то время как механические методы используются для производства фаянса, майолики и фарфора в промышленных масштабах.

        Иногда рисунок наносится на готовое изделие, а иногда на заготовку, еще не покрытую глазурью. В зависимости от выбранного метода существует два вида керамической росписи:

        • Надглазурная роспись — роспись кистью наносится поверх глазури, и после обжига краски сплавляются с основой. В росписи по глазури легко исправить ошибки, если они возникают в процессе работы. Рекомендуется подготовить контрольную палитру, на которой краски пронумерованы и обожжены. Это поможет избежать разочарования от готовой работы;
        • Подглазурная роспись — рисунок наносится на пористую сырую поверхность после первого обжига (при наличии лома). Можно окрашивать изделие перед первым обжигом, после высыхания на воздухе. Глазурь наносится поверх узора и только потом обжигается. Подглазурная роспись требует большого художественного мастерства, так как краски впитываются в поры глины и исправить ошибку практически невозможно.

        Виды росписи

        Для украшения своих жилищ и утилитарных предметов люди с древних времен использовали определенные техники и методы. С развитием керамики, появлением сложной росписи керамика первопревратилась в отдельный вид искусства. Со временем в России появилось несколько узнаваемых типов росписи фарфора, отличающихся друг от друга. Гжель — самая известная роспись из России за рубежом. Он был создан в 14 веке и с тех пор мало изменился. В этот район, называемый Гжельским кластером, входят 27 деревень, где живут мастера-гончары. Им пришла в голову идея расписать керамику кобальтом по мокрой глине и повторить процесс после обжига. Кобальт придает узорам уникальный синий оттенок, а техника двойного нанесения обогащает цвета.

        Выбирая способ росписи керамики, вы можете придумать свой собственный уникальный стиль и орнамент. Именно индивидуальность превращает обычный предмет в предмет искусства.

        Советы начинающим декораторам

        Если у вас есть готовая керамика, горшок или тарелка, которую вы хотите украсить, в процессе работы нужно учесть несколько моментов:

        • Вам понадобятся краски, кисти из белки или колонка, губки, вата, зубочистки, вода и палитра;
        • Если вы выберете цвет глины вместо белого, цвета красной глины могут потерять свой оттенок после обжига;
        • Не закрашивайте края и углы деталей, их можно легко стереть;
        • При рисовании следите за тем, чтобы не было ошибок или неправильных штрихов. После увольнения уже ничего нельзя исправить.

        Если вы хотите в совершенстве овладеть техникой росписи керамики, лучше обратиться за помощью к профессиональным керамистам; обучение в гончарной школе — лучший вариант.

        >

        Оцените статью
        Добавить комментарий