Плохой контакт на стартере

Стартер — это электромеханическое устройство, которое запускает двигатель, создавая начальный крутящий момент коленчатого вала на скорости, необходимой для создания степени сжатия для воспламенения горючей смеси.

Если стартер не работает или работает нестабильно, запуск двигателя очень затруднен, а иногда и невозможен. Однако прежде чем начать искать причины, почему не крутит стартер, важно помнить, что это устройство работает с другими системами автомобиля в общей цепи запуска (аккумулятор-стартер-управляющий механизм-стартер). Поэтому могут быть как механические, так и электрические неисправности, которые имеют свои особенности.

Электрические причины неисправности

Если стартер не запускает двигатель или запускает его медленно и с недостаточной для запуска мощностью, стоит проверить электрическую цепь, начиная с аккумулятора:

  1. Аккумулятор должен быть хорошо заряжен;
  2. Соединение с землей должно быть плотным и надежным;
  3. Кабель от клеммы реле не поврежден и имеет хороший контакт;
  4. Кабель стартерной батареи исправен и имеет хороший контакт;
  5. Контактная группа выключателя зажигания работает правильно.

На эти неисправности стоит обратить внимание, если ключ повернут в замке зажигания, но втягивающее устройство не срабатывает или якорь не вращается. Если имеется обрыв в катушке тягового реле или короткое замыкание между катушками или замыкание на землю.

О проблемах с электрикой стартера также свидетельствует медленное прокручивание маховика.

А когда видимых причин нет, стоит разобрать деталь для проверки, так как возможно, что коллектор сгорел или его пластины закорочены. Основная возможная причина, однако, заключается в износе или заклинивании щеток.

Типичными неисправностями стартера являются:

  1. Ослабленные щетки на коллекторе;
  2. Неисправность тягового реле;
  3. Износ коллектора якоря.

Принцип работы стартера и его устройство

Если с электрической точки зрения все в порядке и цепь не повреждена, стоит разобрать деталь и провести детальный визуальный осмотр для выявления неисправностей. Однако прежде чем это сделать, следует ознакомиться с механикой и функциями автомобильного стартера.

Конструкция автомобильного стартера: 1. передняя крышка; 2. бендикс; 3. редуктор; 4. якорь; 5. корпус статора в сборе; 6. штекер; 7. втягивающее реле; 8. щеточный узел; 9. щетки; 10. задняя крышка автомобильного стартера.

При повороте ключа и запуске двигателя происходят следующие процессы:

Контакты блокировки замыкаются, и на обмотки (тяговую и удерживающую) втягивающего реле подается напряжение через реле стартера.

Магнитное поле в обмотках втягивает якорь в корпус (под действием сжатия возвратной пружины).

Принцип работы стартера

Когда маховик начинает вращаться быстрее, чем шестерня бендикса, одностороннее сцепление предотвращает передачу крутящего момента, бендикс отводится назад рычагом, а возвратная пружина возвращается в свое положение.

Ключ зажигания возвращается в исходное положение, и напряжение на клемме управления исчезает.

На основе описанной выше схемы можно сделать предположения о возможных неисправностях на соответствующих этапах.

Механические неисправности

Механические неисправности указывают на то, что стартер работает, но двигатель не запускается, потому что коленчатый вал не проворачивается.

Проверяемые детали: рычаг одностороннего сцепления, кольцо сцепления, буферная пружина, кольцо маховика.

Одна из причин, по которой стартер не проворачивает коленчатый вал

Когда стартер крутится, двигатель может не запуститься, если:

Сцепление пробуксовывает, рычаг выключения сцепления вышел из строя или соскочил с оси, ведущее кольцо сцепления изношено или буферная пружина не справляется со своей работой. Если при запуске слышен скрежещущий шум, эти симптомы могут указывать на износ зубьев маховика. В этом случае проверьте регулировку шага шестерни и состояние буферной пружины.

Если это не типичный шум стартера, стоит проверить стартер снизу, так как это может быть одна из следующих неисправностей:

  • Изношены втулки подшипников и шейки вала якоря;
  • Крепежные болты стартера ослаблены;
  • зубы повреждены;
  • внутренняя часть крепления полюса стартера ослабла, в результате чего якорь начинает биться об него.

Но помимо того, что проблемы со стартером могут возникнуть на этапе запуска, они случаются и после запуска стартера. Обычно это происходит, когда стартер не отключается, а продолжает вращаться. И виновником такой проблемы со стартером может быть:

  1. Заедание приводного рычага или привода на валу якоря.
  2. Заклинило тяговое реле.
  3. Контакты на тяговом реле заклинило.
  4. Изношенная возвратная пружина замка зажигания или пружина муфты свободного хода.

Если же вы еще не столкнулись с вышеуказанной неисправностью, но стартер по-прежнему ведет себя ненормально при запуске двигателя, вам следует внимательно присмотреться к симптомам, предвещающим скорую поломку:

Неисправность стартера связана со щеточным узлом.

Установка щетины была отложена после запуска стартера. Имеет место износ зубьев шестерни бендикса или кольца маховика;

Стартер с трудом вращается, даже если аккумулятор заряжен. Такое срабатывание, скорее всего, свидетельствует об износе щеток или подшипника.

Для наилучшей проверки стартера и его последующего ремонта стоит изучить технические характеристики конкретной модели. Основными из них являются: номинальное напряжение и его мощность, потребляемый ток и возникающий при этом крутящий момент, а также частота вращения вала.

Стартер, имея небольшой вес и размеры, должен вращать массивный маховик для запуска двигателя и приводить в движение всю кривошипно-шатунную группу двигателя, чтобы обеспечить взрыв рабочей смеси в одном из цилиндров. Несмотря на заявления производителей о достаточно длительном сроке службы стартеров, рано или поздно отказы все же случаются. Это особенно характерно для северо-запада России. Низкие температуры, высокая влажность и большие нагрузки делают свое дело. Пренебрежение правилами эксплуатации автомобиля также приносит свои неприятные плоды.

Важно помнить, что стартер не работает отдельно от других систем автомобиля, а находится в общей цепи запуска и зарядки. Помимо естественного механического износа, она подвержена так называемому эффекту «лавинного разрушения», когда даже небольшая неисправность в цепи последовательно приводит к отказу стартера и автомобиля. Если электрическая цепь повреждена, например, стартер не имеет достаточной мощности для запуска двигателя. В результате между щетками и коллектором возникает электрическая дуга, которая приводит к перегоранию коллектора. За этим обычно следует упорная попытка запустить двигатель, а результатом является сильный износ втулок, перегрев и ухудшение изоляции. Именно эти втулки вращают вал якоря, и когда они выходят из строя, вал якоря начинает щелкать, вызывая поломку планетарного механизма. Якорь может начать ударяться о статор, и тогда потребуется серьезный ремонт или даже покупка нового стартера. Зубья венца маховика также могут быть повреждены.

Типичные неисправности стартера и их возможные причины.

«Стартер не крутит двигатель». При повороте ключа зажигания втягивающее реле стартера не срабатывает, якорь не вращается.

Возможные неисправности, которые имитируют отказ стартера и при которых нет необходимости снимать и ремонтировать устройство:

  • аккумулятор поврежден или полностью разряжен;
  • Сильное окисление или слабый контакт на клемме стартера или плюсе аккумулятора;
  • Неисправна контактная группа выключателя зажигания;
  • Возможные неисправности, требующие снятия и ремонта стартера:

  • Короткое замыкание в обмотке тягового реле стартера, обрыв или короткое замыкание на землю;
  • Происходит заклинивание якоря втягивающего реле;
  • «Стартер медленно крутит двигатель» . При включении стартера коленчатый вал проворачивается медленно.

    Возможные неисправности, имитирующие отказ стартера, при которых не требуется демонтаж и ремонт устройства:

  • разрядка аккумулятора;
  • окисление плюсовой клеммы аккумулятора или клемм соединительного кабеля стартера;
  • Возможные неисправности, требующие снятия и ремонта стартера:

  • сгоревший распределитель или короткое замыкание между пластинами распределителя;
  • сильный износ или залипание щеток;
  • Обрыв в обмотке статора или якоря;
  • Заземление или короткое замыкание между витками в обмотке якоря или статора;
  • Стартер работает но коленвал не вращается.

    Возможные неисправности, требующие снятия и ремонта стартера:

  • проскальзывание сцепления свободного хода;
  • Поломка рычага выключения сцепления или выскакивание его из оси;
  • Поломка ведущего кольца муфты или буферной пружины;
  • Заедание или жесткое перемещение привода по спиральной канавке вала якоря стартера;
  • «Стартер крутит со скрежетом». При включении стартера слышен скрежет шестерни о зубья маховика.

    Возможные неисправности, имитирующие выход из строя двигателя стартера, которые не требуют разборки и ремонта устройства:

    Вмятины на зубьях кольца маховика;

    Возможные неисправности, требующие разборки и ремонта двигателя стартера:

  • Неправильная регулировка шага приводной шестерни и момента замыкания контактов выключателя;
  • ослабление буферной пружины в приводе стартера;
  • Стартер не отключается после пуска двигателя.

    Возможные неисправности, имитирующие выход из строя стартера, при которых нет необходимости разбирать и ремонтировать устройство:

    сломана возвратная пружина выключателя зажигания;

    Возможные неисправности, требующие снятия и ремонта стартера:

  • ослабление или поломка возвратных пружин муфты свободного хода или тягового реле стартера;
  • Заедание тягового реле;
  • Свяжитесь с нами сейчас в удобное для вас время или закажите обратный звонок.
    Мы уверены, что сможем помочь вам!

    Ремонт и продажа стартеров, генераторов и запчастей генераторов для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, кранов, строительной техники, логистического оборудования и другой спецтехники в Санкт-Петербурге.

    Стартер может выйти из строя по разным причинам. Однако если взять статистику обращений в компанию, которая занимается ремонтом этих агрегатов, то выяснится, что основными поставщиками неисправностей в работе автомобильного стартера являются щетки, коллектор якоря, тяговое реле и приводной механизм.

    Щеточный узел предназначен для подачи электрического тока через коллектор к обмотке якоря стартера. Коллектор выполнен заодно с якорем и вращается вместе с ним во время работы.

    Щетки, работающие от электричества, прижимаются пружинами и перемещаются вдоль коллектора при его вращении. Эти подвижные контакты подают питание на обмотки якоря при работе стартера.

    Обычная проблема любого подвижного контакта — механический износ в зоне трения, но стартер недолговечен: вы запускаете двигатель, а затем водите «пассажира» автомобиля вокруг него. Другое дело, что крутящий момент, развиваемый стартером, должен быть значительным. Ток, протекающий через контактные площадки между щетками и коллектором, может достигать нескольких сотен ампер.

    Поэтому щетки и коллектор не изнашиваются механически, а перегорают. Сам скользящий контакт ненадежен из-за вероятности искрения, а поскольку высота щеток уменьшается по мере их сгорания, пружины все меньше и меньше прижимаются к коллектору. Это ускоряет процесс, поскольку плохой контакт способствует большему искрению в этой области и большей электрической эрозии. Когда контакт полностью нарушается, это приводит к тому, что щетки становятся компонентами, которые чаще всего являются причиной отказа стартера.

    Первым признаком сильного износа щеток является то, что стартер запускается не с первой попытки, а при последующих попытках запуска или после постукивания по корпусу. Не откладывайте замену щеток надолго, чтобы не повредить коммутатор, который имеет тенденцию сжигать ребра между контактными пластинами из-за сильного искрения при слабом контакте и часто отрывает сами пластины при воздействии высоких температур. Нет возможности заменить коллектор на якоре, вам придется заменить якорь, что является другой стоимостью по сравнению с заменой щеток.

    Что касается постукивания, то в современных стартерах вместо обмоток возбуждения используются магниты — известны случаи, когда попытки «разбудить» стартер постукиванием по корпусу заканчивались отрывом полюсных магнитов статора.

    Наихудшим сценарием для коллектора в частности и стартера в целом является то, что шестерня стартера не смогла отсоединиться от маховика в конце запуска. Эти отказы не настолько распространены, чтобы называться типичными, но могут указывать на неисправности в проводке или выключателе зажигания.

    Большинство причин разрушения зубьев ведущей шестерни являются техногенными. Например, если стартер по какой-то причине был снят, а затем установлен с неправильной центровкой, последующие включения приведут к сколам на зубьях шестерни от удара о венец маховика.

    Они постепенно увеличиваются и могут привести к тому, что шестерня перестанет зацепляться с маховиком, или маховик заклинит и не вернется в исходное положение.

    Проблемы с шестерней можно ожидать, если болты крепления стартера были ослаблены при сборке и вибрация ослабила крепления. Неспособность водителя включить стартер, когда двигатель уже работает, повреждает шестерню.

    Единственной технической причиной является перекос якоря, который искажает положение шестерни по отношению к маховику. Виной тому могут быть подшипники, в которых вращается якорь. В пускателях используются скользящие втулки или подшипники качения, чаще всего игольчатые. Подшипники качения встречаются гораздо реже, чем втулки.

    Но втулки постоянно появляются в заказах на ремонт стартеров, что объясняется влиянием, которое малейшее смещение якоря в них оказывает на сопротивление вращению. Часто бывает, что из-за этого стартер не развивает скорость, необходимую для точного запуска двигателя, что особенно важно для дизельных двигателей. Поэтому рекомендуется заменить втулки, даже если стартер был отремонтирован с другой проблемой.

    Однако самыми слабыми в приводе являются не шестерни и подшипники, а механизм свободного хода, часто называемый бендиксом. Функция бендикса заключается в том, чтобы двигатель не заставлял вращаться якорь стартера после запуска. Редуктор, имеющий более 10 зубьев на звездочке маховика, при работающем двигателе автомобиля, даже на холостом ходу, вынужден раскручивать якорь до скорости, убивающей стартер.

    Бендикс предназначен для разделения шестерни и якоря, после чего шестерня вращает маховик двигателя, свободно наматываясь на вал якоря, что спасает стартер от разрушения.

    Кроме того, бендикс облегчает возврат шестерни из зацепления с маховиком в исходное положение, когда водитель отпускает ключ зажигания и тем самым отключает стартер. Однако ловушка выполняет свою функцию только тогда, когда она находится в рабочем состоянии.

    Бендикс состоит из внутреннего и внешнего кольца, между которыми по кругу расположены ролики с пружинами. Ролики перемещаются в профилированных пазах внешнего кольца в одну или другую сторону в зависимости от того, какое кольцо вращается быстрее. Точки контакта между роликами и поверхностями сепаратора сцепления передают общую нагрузку от стартера на двигатель во время запуска, которая является высокой и в конечном итоге приводит к поломке бендикса.

    Компоненты привода также включают планетарную коробку передач. Коробка передач страдает в основном из-за неисправного бендикса. Пока жив катенар, будет жив и редуктор.

    Если щеточный узел, несомненно, является номером 1, когда речь идет о вероятности возникновения проблем со стартером, то втягивающее реле, или, как его иногда называют, втягивающее устройство, может бороться за звание номера 2 с приводом маховика. Он управляет стартером с места водителя и подключает обмотки стартера к аккумулятору во время запуска, поскольку именно тяговое реле подает ток на стартер.

    Когда водитель поворачивает ключ зажигания в положение «пуск» или нажимает соответствующую кнопку в случае кнопочного управления стартером, ток от аккумулятора подается на обмотки катушки реле. Результирующее магнитное поле втягивает сердечник в катушку. Его одна сторона с помощью рычажной системы зацепляет шестерню стартера с кольцом маховика, сжимая собственную возвратную пружину, которая возвращает компоненты в исходное положение при выключении стартера.

    На другой стороне сердечника находится контактная пластина. Когда сердечник вставлен, пластина замыкает контакты на крышке реле, и только после этого ток через щеточно-коллекторный узел поступает в обмотку якоря, вызывая его вращение.

    Основная проблема заключается в долговечности контактных площадок между пластиной и головками контактных винтов, которые, как и щетки и коллектор, страдают от дуги при закрытии и открытии и постепенно сгорают.

    Поскольку стартер работает только короткое время, срок службы большинства рассматриваемых компонентов основан не на пробеге, а на количестве запусков. Это объясняет, почему вероятность поломки стартера гораздо выше в автомобилях, используемых в городских условиях с короткими поездками и частыми запусками, чем в автомобилях, которые преимущественно ездят по дорогам.

    Специалисты по ремонту стартеров также отмечают, что бендиксы в стартерах дизелей выходят из строя чаще, чем в бензиновых автомобилях. Возможно, это связано с высокой степенью сжатия в дизельных двигателях, из-за чего сопротивление вращению якоря выше, а значит, бендикс в дизельных стартерах подвергается большей нагрузке.

    Однако, помимо условий эксплуатации, на которые невозможно повлиять, существуют и другие факторы, влияющие на частоту возникновения проблем. Например, вязкость моторного масла может повлиять на срок службы бендикса, особенно при низких температурах окружающей среды, поскольку вязкость отвечает за сопротивление, оказываемое кривошипом на якорь стартера при запуске. Для долговечности креплений также важно, чтобы ключ зажигания был отпущен из положения «пуск» в нужное время. Если водитель продолжает удерживать ключ, когда двигатель уже работает, внешний корпус бендикса вращается со скоростью, до которой его разогнал маховик, что приводит к ускоренному износу скользящих и фрикционных деталей сцепления.

    Экспертное мнение

    Игорь Никипоренок, заместитель директора ООО «Модников»:

    — Наибольшую угрозу для стартера представляют длительные попытки запуска. Чем дольше включение, тем интенсивнее нагреваются обмотки, тем интенсивнее выгорают щетки и коллектор из-за того же нагрева, контакты реле отдачи. Включение всего на 5-7 секунд безвредно, а затем происходит перегрев. В результате возможны пробои изоляции и короткие замыкания в обмотках.

    По почерневшей изоляции на тяговом реле, а также по цвету якоря видно, что стартер долгое время находился в движении.

    Другое дело, что между испытаниями нет передышки. Стартеру требуется больше времени на остывание, чем на нагрев, поэтому если он гонял в течение 10 секунд, нужно дать ему остыть как минимум полминуты. Наконец, если двигатель не запустился с третьей попытки, не применяйте силу к стартеру. Следует искать причину, препятствующую запуску двигателя.

    Конечно, это могут быть втулки в стартере, но чаще на запуск влияют внешние причины — неисправные свечи накаливания в дизелях, проблемы в электросети, системе зажигания, слабый аккумулятор, окисление его клемм или что-то еще. Если причиной отказа стартера окажется сгоревший соленоид в тяговом реле, якоре или ведущей шестерне, это серьезный повод задуматься о неисправности двигателя, электрической системы или замка зажигания, поскольку соленоиды просто так не сгорают.

    Из вещей, связанных со стартером, я бы отметил, что клеммы на втягивающем реле также могут окисляться, а гайки на них «затвердевают» так, что при откручивании выламывают контактные винты из крышки реле. Чрезмерная затяжка гаек также может привести к поломке колпачков. Однако доставка воды и антиобледенителей в стартер является еще более проблематичной. Это не значит, что вы не сможете проехать по лужам, но вы должны понимать, что автомобиль — это не подводная лодка, он не предназначен для преодоления глубоководных препятствий. Опять же, хотите помыть двигатель — оберните стартер хотя бы целлофаном.

    Попадание в стартер топлива или технических жидкостей также является большой проблемой. Технические жидкости, во-первых, быстро разъедают щетки, а во-вторых, собирают продукты износа и создают «грибок» вокруг щеток. Грязь затрудняет перемещение щеток в держателях, они начинают болтаться, но еще хуже то, что эта «каша» проводит электричество, а учитывая силу электричества — она сжигает щетки. Поэтому на стартер ничего не следует лить, а утечки следует немедленно устранять.

    Сергей Боярских
    Фото автора
    ABW.BY

    Мы хотели бы поблагодарить компанию ООО «Модников» за консультацию и помощь в организации фотосессии.

    Оцените статью
    Добавить комментарий