Народные промыслы резьба по дереву

Резьба по дереву присутствует в культуре разных народов с древнейших времен. Дерево, как наиболее доступный и распространенный материал, обладающий множеством ценных свойств, нашло широкое применение как в повседневной жизни, так и в искусстве. Наверное, нет ни одного народа, который бы не украшал свои дома и предметы быта, и в каждой стране эти украшения имеют свои уникальные особенности.

Резьба по дереву — это вид искусства и ремесла, древний народный промысел.

История резьбы по дереву и ее виды

В ранней истории человечества резьба по дереву была ритуалом. Шигирский идол — резьба по лиственнице, найденная на Урале, — считается самой древней находкой резьбы по дереву, возраст которой составляет около десяти тысяч лет. Узоры и изображения лиц, покрывающие туловище идола, отражали небесное и подземное, мужское и женское царства.

Со временем резьба по дереву утратила свое мистическое значение и стала исключительно средством украшения предметов: фасадов домов, входных дверей, колонн; игрушек, ложек, зеркал, мебели и т.д. Постепенно техника резьбы совершенствовалась, появлялись новые методы, приемы и инструменты. Резьба стала распространенным народным ремеслом примерно в 16 веке, когда мастера украшали своими творениями дома, храмы и королевские дворцы.

Попробуйте обратиться за помощью к учителям.

Это ремесло было особенно популярно в странах, где были распространены породы дерева, пригодные для резьбы — в Скандинавии, Британии, Японии, Индии, Китае и, конечно же, в России. Для создания конструкций чаще всего использовались береза, осина, липа, тополь или ольха, дуб и бук.

Изделия резчиков по дереву высоко ценятся, поскольку процесс резьбы очень длительный и трудоемкий. На протяжении веков резные предметы были символом изысканности, показателем богатства и хорошего вкуса домочадцев.

Вид резьбы по дереву:

  • Геометрическая резьба — один из самых древних видов резьбы по дереву. Она вырезана в виде углублений, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, кругов. Геометрическая резьба использовалась для украшения плетеных домов, мест поклонения, мебели, сосудов и инструментов — прялок, ковшей, тесемок и так далее.
  • Объемная резьба — «трехмерная» резьба. Как правило, объемная резьба на торцах бревен, образующих стены избы, создавала изображение животных, смотрящих в разные стороны и призванных защищать дом от злых сил.
  • Резьба ‘Пропил’. Его также называют «сквозным» или «ажурным» из-за сходства с кружевом. Его вырезали из тонкого дерева для обрамления балюстрад, крылец и фасадов домов.

Задайте вопрос экспертам и получите
Ответ за 15 минут!

Резьба по дереву в разных культурах

Техника и традиции резьбы по дереву варьируются от культуры к культуре. Узоры отражают некоторые уникальные национальные традиции. Например, индийские или африканские узоры резьбы по дереву имеют свои особенности и не могут быть сопоставлены с русской архитектурой.

Самым известным традиционным искусством резьбы по дереву является донъянь — китайская резьба. Его название происходит от одноименного города. Донгян использует традиционные китайские символы (например, звезды или шестиугольники; драконы, бабочки, бамбук), изображенные в сложной многослойной резьбе. Эту резьбу также называют «белым деревом», что говорит о желании местных ремесленников продемонстрировать естественную красоту дерева.

Резьбу по дереву в Индии можно увидеть практически везде: на храмах, дверях и мебели. Цветочные узоры и изображения различных животных — традиционная индийская резьба. Характерной особенностью индийской техники является создание панно, используемых для украшения стен и потолков. Эти панели были собраны без использования крепежа, чтобы не нарушался равномерный геометрический рисунок.

Резьба по дереву также используется в исламе. Часто на мечетях можно встретить работы искусных резчиков по дереву.

Резьба по дереву на Руси и в России

В России резьба по дереву называлась резьбой по дереву.

Деревянное зодчество имело большое значение на Руси. Русские мастера украшали деревянные дома и предметы быта узорами, отражающими их наблюдения за природой и людьми, и превращали совершенно обычные вещи в настоящие произведения искусства. Чтобы понять, насколько важна была резьба по дереву как часть русской культуры, можно обратиться к XIX веку, когда домовая резьба была выделена в отдельную область народного искусства, или обратить внимание на результаты современных археологических раскопок. Достаточно даже заглянуть в сказки, чтобы найти описание искусно украшенных деревянных ставен или искусно вырезанных деревянных игрушек.

Жилища русских крестьян были одновременно практичными и удивительно красивыми. Отдельные детали имели как утилитарное, так и мелиоративное значение. Например, массивная резьба на платанах и фронтонах дома выполняла дополнительную практическую роль, защищая дерево от гниения.

Помимо резьбы в домах, существовала резьба в скульптурах, распространенная в северных провинциях. Мастера создавали трехмерные изображения животных и птиц, делая их частью архитектуры дома.

Интересным направлением в резьбе по дереву стало изготовление пряничных досок или деревянных изображений, детализированных, вырезанных из цельного куска дерева и покрытых лаком. Самыми первыми декоративными изображениями в народном искусстве были утки и лошади.

Народные резные игрушки зародились в России в 15-16 веках.

Во время археологических раскопок на древних русинских стоянках и курганах археологи обнаружили оборудование, которым пользовались деревянные мастера: топор, долото, ложку, котел.

Искусство резьбы по дереву не исчезло и в наше время. Резная мебель и узорчатые панели из дерева высоко ценятся во всем мире за свою уникальность и неповторимость. Современные мастера создают удивительные творения, опираясь на традиционные методы и изобретая новые техники.

До сих пор не нашел ответа
на ваш вопрос?

Просто скажите нам, в чем вам нужна помощь
нужна помощь

Резьба по дереву — это вид искусства и ремесла, один из видов художественной обработки дерева наряду с пилением, токарной работой и искусством в целом — это древнее народное ремесло

Художественная резьба по дереву

Ниже приведены разделы по художественной резьбе по дереву в «Путеводителе по русским ремеслам».

Древесина

Дерево — один из наиболее часто используемых материалов для производства многих предметов, необходимых человеку в повседневной жизни.

Обладая универсальными свойствами, материал позволяет изготавливать крупные сооружения, такие как крестьянский дом или многоглавый кижский храм, использовать его мельчайшие кусочки, корни и бересту для создания различной домашней утвари, керамики и игрушек.

Резьба как ранний вид обработки древесины

Резьба по дереву была названа более ранней формой плотницкого дела, поскольку она тесно связана с процессом лепки конструкции любого предмета, будь то сундук, скамья, детская колыбель или гроб.

Эти и подобные им предметы не всегда украшены резным орнаментом, но в форме изделия, его пропорциях, силуэте заложены эстетические качества вещи. Например, полая чаша или ложка, вырезанная из монолитного по своей пластичности куска дерева, уже была примером решения, выполненного методом резьбы. В большинстве случаев, однако, художественный деревянный предмет украшается резьбой. Его виды и техники дают мастеру широкий выбор средств для украшения утилитарного предмета.

Виды резьбы

Строгой классификации не существует, так как различные виды резьбы могут сочетаться в одном и том же изделии.

Виды карвинга можно выделить условно:

  1. сквозная резьба (сюда входит резьба по опоре и выщипывание)
  2. слепая резьба (все подвиды рельефной резьбы и резьбы с плоской головкой)
  3. резьба
  4. домовая резьба (это отдельная производственная линия, так как она может сочетать в себе все три вида)
  5. резьба бензопилой (исключительно резьба бензопилой).

Общепринятая классификация типов резьбы выглядит следующим образом

Сквозная резьба

Домовая резьба делится на собственно сквозную резьбу и накладную резьбу и имеет два подтипа:

  • Резьба — (сквозная резьба выполняется резцами и кирками)
  • Карвинг резьба — (практически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Полая резьба или пропеллер с рисунком резьбы называется тягой.

Плосковыемчатая резьба

Резьба характеризуется тем, что она основана на плоском фоне, а элементы резьбы утоплены в нем, т.е. нижний уровень резных элементов лежит ниже фона. Существует несколько подтипов этих скульптур:

  • контурная резьба — самая простая, ее единственным элементом является паз. Такие канавки создают узор на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески паз может быть полукруглым или треугольным. Треугольный паз можно сделать полукруглой стамеской, а треугольный — угловой стамеской или двухступенчатым ножом.
  • Основным элементом является скоба (внешне похожая на след, оставляемый ногтем при нажатии на любой мягкий материал, отсюда и название «скульптура ногтей»). — полукруглый разрез на плоском фоне. Этот разрез выполняется полукруглой стамеской в два этапа: сначала стамеска погружается в древесину перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого разреза. В результате получается то, что называется скобой. Несколько таких скоб разного размера и направления образуют узор или отдельные детали.
  • геометрическая резьба:
  • треугольная резьба
  • двусторонняя резьба
  • резьба с четырех сторон
  • резьба по черному лаку — в качестве фона используется плоская поверхность, покрытая черным лаком или краской. Как и при контурной резьбе, на фоне прорезаются канавки, по которым строится узор. Канавки разной глубины и профиля играют со светом и контрастом черного фона и светлых канавок.
  • Рельефная резьба

    Рельефная скульптура характеризуется наличием скульптурных элементов над фоном или на одном уровне с ним. Как правило, все скульптуры вырезаются в этой технике. Существует несколько подтипов этих скульптур:

    • плоско-угловатая скульптура с ажурным фоном — ее можно сравнить с контурной скульптурой, за исключением того, что края канавок все покатые, а иногда разной степени крутизны (более острые со стороны рисунка, постепенно, круто со стороны фона). Благодаря этим складчатым контурам фон выглядит так, будто он сделан из подушек, отсюда и название. Фон находится на одном уровне с изображением. Плоско-угольная скульптура с выбранным фоном — это та же скульптура, но фон выбран резцами на более низком уровне. Контуры рисунка также вялые.
    • Абрамцево-Кудринская скульптура (кудринская скульптура) — происходит из подмосковного поселка Абрамцево, из деревни Кудрино. Предполагается, что автором является Василий Воронков. Скульптура отличается характерным орнаментом «кудрино» — замысловатой гирляндой из лепестков и цветов. Часто используются одни и те же характерные изображения птиц и животных. Подобно скульптуре с плоской текстурой, она появляется с подушкой и выбранным фоном.

    Скульптурная резьба

    Характерной особенностью является наличие скульптуры — изображение отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других предметов. На самом деле это самый сложный вид скульптуры, так как он требует от скульптора трехмерного видения фигуры, чувства перспективы и соблюдения пропорций. Богородская скульптура считается отдельным поджанром.

    Резьба бензопилой

    Резьбу бензопилой также можно считать видом скульптуры, который становится все более популярным как среди скульпторов, так и среди ценителей. Популярность объясняется просто.

    Резьба бензопилой — это прежде всего акт, представление, шоу. Фестивали, соревнования, демонстрации резьбы бензопилой на общественных мероприятиях, презентации и выставки становятся все более распространенными. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат долгой и кропотливой работы мастера, но и визуально участвует в создании скульптуры.

    Фрезерные станки

    В последнее время также становится все более популярным создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, самым доступным из которых является Duplicarver.

    Диапазон средств

    Это делает доступным широкий спектр средств, от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных, тонких миниатюр, изображающих человеческие фигуры, архитектуру и элементы ландшафта.

    Специфические техники резьбы по дереву и мотивы изображений, тип и характер орнаментации со временем стали характерной чертой искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях Европейского Севера было принято отделывать крышу дома палфри — вырезанным топором изображением головы лошади. В сельских домах на Кавказе плоские рельефы украшали верхнюю часть столба-колонны, поддерживающей потолок.

    Окна сельских и городских домов во многих регионах России до сих пор украшены узорной плоскостной резьбой пропилеи, аппликации и волюты. Уникальные архитектурные памятники прошлых лет хранят удивительную резьбу иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры.

    Если учесть, что все эти работы были и остаются выполненными с помощью простых инструментов (топор, пила, стамески и ножи различных видов), то становится ясно, что ремесло находится на уровне настоящего художественного творчества.

    История резного дела в России

    Название

    В России резьба по дереву называлась резьбой. Карвинг также назывался узорочье, узорочье.

    Ранняя резьба

    Резьба на плоской поверхности в виде кос и прядей, засечек, городоц и чиотов, канавок, звезд, маков, грибов, кляпов и т.д. Примером такой древней резьбы является царское кресло в Успенском соборе Московского Кремля.

    В конце XV века монах Амвросий из Троицкой лавры, Сергий, соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал большое влияние на развитие резьбы по дереву в XV-XVI веках.

    Византийский стиль

    Античные картины с изображением травяных узоров выполнены в византийском стиле. Не ранее XVI века появляются фрияскины (фриясские травы) — травяные украшения, заимствованные из Италии.

    Немецкая резьба

    Во второй половине XVII века в России появилась немецкая фигурная скульптура с готическими мотивами. В 1660 году царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина, была украшена этой скульптурой.

    Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзимзумба, шерхебель, шархебен, найтштебель и т.д. В резьбе по дереву и мебели появились карнизы, гзимзумы, шпленгеры, кракстын (кронштейн), фрамуги, колпаки, хирот-травы, фриты и др.

    Мастера стали делать скульптуры по немецким лицевым книгам мастеров — то есть по шаблонам и рисункам.

    Скульптуры были раскрашены яркими красками и иногда покрыты сусальным золотом.

    Статья подготовлена на основе Википедии, CC BY-SA 3.0

    Фотогалерея

    Полезная информация

    В России резьба по дереву называлась резьбой. Слова узорочье и узорочье также использовались в резьбе.

    Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства (один из видов деревообработки наряду с пилением и токарными работами), а также искусство в целом, древний народный промысел.

    Содержание

    История резного дела в России [ править | править код ]

    В России резьба по дереву называлась резьбой. Резьба — знаменка, также используются слова узорочье, узорочье. Резьба в народных традициях. Резьба на плоской поверхности в виде кос и прядей, гребешков, городоц и киотов, желобков, звездочек, маков, грибов, кляпов и т.д. Примером такой древней резьбы является царское место в Успенском соборе.

    В конце 15 века монах Амвросий из Свято-Троицкой лавры Сергий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал большое влияние на развитие резьбы по дереву в 15-16 веках.

    Древние изображения травяных узоров выполнены в византийском стиле. Не ранее XVI века появляются фрияскины (фриясские травы) — травяные украшения, заимствованные из Италии.

    Во второй половине XVII века в России появилась немецкая фигурная скульптура с готическими мотивами. В 1660 году царская столовая, спроектированная немецким архитектором Декенпином, была украшена этой резьбой. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзимзумба, шерхебель, шархебен, найтштебель и т.д. В резьбе по дереву и мебели появились карнизы, гзимзумы, шпленгеры, кракстын (кронштейн), фрамуги, колпаки, хирот-травы, фриты и др. Мастера начали делать скульптуры по немецким лицевым книгам мастеров — то есть по шаблонам и рисункам.

    Скульптуры были окрашены в яркие цвета, иногда покрыты сусальным золотом [1] .

    Современная резьба [ править | править код ]

    Строгой классификации не существует, так как в одном и том же произведении могут сочетаться различные виды резьбы.

    Условно можно выделить типы нитей:

    1. глухая резьба (сюда входит как резьба по долевой нити, так и резьба по опоре)
    2. слепая резьба (все подвиды рельефной резьбы и резьбы с плоской головкой)
    3. резьба
    4. домовая резьба (это отдельная производственная линия, так как она может сочетать в себе все три вида)
    5. резьба бензопилой (исключительно резьба бензопилой).

    Общепринятая классификация типов резьбы выглядит следующим образом

    Сквозная резьба [ править | править код ]

    Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную резьбу и прикладную сквозную резьбу и имеет два подтипа:

    • Резьба сквозная — (сквозные резьбы прорезаются долотами и стамесками).
    • Резьба по дереву — (по сути, то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

    Полая резьба или опора с рисунком резьбы называется тягой.

    Плоско выемчатая резьба [ править | править код ]

    Для скульптуры характерен плоский скульптурный фон, а скульптурные элементы располагаются глубже фона — нижний уровень скульптурных элементов находится ниже фона. Существует несколько подтипов этих скульптур:

    • контурная резьба — самая простая, ее единственным элементом является паз. Такие канавки создают узор на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески паз может быть полукруглым или треугольным. Треугольный паз создается полукруглой стамеской, а треугольный паз — угловой стамеской, угловым долотом или двухступенчатым ножом.
    • Основной элемент — скоба (выглядит как след, оставленный ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и название «резьба по ногтю»). — Полукруглый разрез на плоском фоне. Этот разрез выполняется полукруглой стамеской в два этапа: сначала стамеска погружается в древесину перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого разреза. В результате получается так называемый штапель. Несколько таких скоб разного размера и направления образуют узор или отдельные детали.
    • геометрическая резьба:
    • скульптуры с треугольным срезом
    • двусторонняя резьба
    • резьба с четырех сторон
  • Черная лаковая резьба — в качестве фона используется плоская поверхность, покрытая черным лаком или краской. Как и при контурной резьбе, на фоне прорезаются канавки, из которых строятся узоры. Различная глубина и профиль канавок создают интересную игру света и контраст между черным фоном и прорезанными канавками.
  • Рельефная резьба [ править | править код ]

    Высокопластичная скульптура характеризуется тем, что элементы резьбы находятся над фоном или на одном уровне с ним. Как правило, все резные панели вырезаются с использованием этой техники. Существует несколько поджанров этих скульптур:

    • плоско-выемчатая резьба с подушкообразным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края канавок нависают, причем иногда с разной крутизной (более острые со стороны узора, постепенно более крутые со стороны фона). Благодаря этим изогнутым контурам фон выглядит так, будто он сделан из подушек, отсюда и название. Фон находится на одном уровне с изображением. Плоско-угольная скульптура с выбранным фоном — это та же скульптура, но фон выбран резцами на более низком уровне. Контуры конструкции также вялые.
    • Абрамцево-Кудринская скульптура (кудринская скульптура) — происходит из подмосковного поселка Абрамцево, из деревни Кудрино. Предполагается, что автором является Василий Воронков. Скульптура отличается характерным орнаментом «кудрино» — замысловатой гирляндой из лепестков и цветов. Часто используются одни и те же характерные изображения птиц и животных. Подобно скульптуре с плоской текстурой, она появляется с подушкой и выбранным фоном.

    Скульптурная резьба [ править | править код ]

    Характерной особенностью является наличие скульптуры — изображение одиночных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других предметов. На самом деле это самый сложный вид скульптуры, поскольку он требует от скульптора трехмерного видения фигуры, чувства перспективы и соблюдения пропорций. Богородская резьба считается отдельным поджанром.

    Резьбу бензопилой также можно считать видом скульптуры, который становится все более популярным как среди скульпторов, так и среди ценителей. Популярность объясняется просто. Резьба бензопилой — это прежде всего акт, представление, шоу. Фестивали, соревнования, демонстрации резьбы бензопилой на общественных мероприятиях, презентации и выставки становятся все более распространенными. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат долгой и кропотливой работы мастера, но и визуально участвует в создании скульптуры.

    В последнее время все большую популярность приобретает также изготовление скульптур на различных видах копировально-фрезерных станков, самым доступным из которых является Duplicarver.

    «>

    Оцените статью
    Добавить комментарий