Каким лаком покрывают картины

Виды лаков для картин по номерам

Акриловый лак используется для декорирования и предотвращения выцветания картины. Сегодня мы рассмотрим самые популярные типы.

Глянцевый лак

При нанесении придает картине особый блеск, создавая эффект глянцевого покрытия. Этот тип лака идеально подходит для картин с городскими пейзажами, пышными натюрмортами и пейзажами с четким горизонтом. На поверхности появятся световые блики, которые добавят богатства вашим картинам.

Матовый лак

Если вы хотите получить картину, очень напоминающую классическую живопись, можно использовать матовый лак. При нанесении на картину он создает легкую, защитную поверхность без бликов и искажения исходного цвета. Этот вариант подходит для портретов, картин с макрокосмами и одиночными объектами, которые фокусируют внимание зрителя. Матовый лак, кстати, быстрее всего высыхает после нанесения.

Сатиновый лак

Сатиновый лак, с другой стороны, является золотой серединой среди описанных выше лаков. Она придает картине номера легкий блеск, но в то же время остается прямой и блики не слишком бросаются в глаза. Сатиновый лак не ассоциируется ни с одним видом живописи. Она хорошо смотрится как на пейзажах, так и на портретах.

В этом случае выбор всегда остается за вами. Самое главное помнить, что любой лак, помимо внешнего вида, обеспечивает защиту от выцветания цвета и придает картине красивый рельеф. Каким лаком покрыть краску по номерам? Картины — это дело вкуса, а вкус у всех разный. Будьте изобретательны, и вы обязательно найдете лучший вариант для себя.

Никто не может отрицать, что живопись — одна из самых удивительных вещей, когда-либо изобретенных человечеством! Она, как необыкновенная красавица, преображалась и совершенствовалась, адаптируясь к разным эпохам.

Неудивительно, что в мире становится все больше любителей красок и кистей, ведь существует так много техник и методов нанесения красочных мазков! Мыслитель и философ XVIII века Иоганн Гете однажды сказал: «Живопись — самое доступное и удобное из всех искусств». Разве это не так?

Конечно, есть и более традиционные приверженцы масляной живописи, хотя в последние годы многие профессиональные художники предпочитают новый вид искусства — акриловую живопись. Но какую бы технику вы ни выбрали, желательно защитить картину после ее завершения.

Живопись — самое доступное и удобное из всех искусств.

Отсюда и множество наболевших вопросов: «Как покрыть картину лаком?», «Подходит ли акриловый лак для масляной живописи?» и самый важный вопрос: «Стоит ли покрывать картину лаком, или это того стоит?».

Если вы решили не покрывать свою картину лаком, на это должна быть причина. Возможно, вам не нравится излишний блеск на картине, или вы не любите заметные мазки кисти, или….. В принципе, можно бесконечно философствовать о том, стоит ли покрывать лаком или нет, и найти множество аргументов за и против.

В этой статье мы обсудим эти и другие вопросы и решим, нужно ли покрывать картину лаком, каковы преимущества масляной живописи под слоем лака.

Защита лакового слоя от внешних воздействий

Покрытие картины лаком необходимо в первую очередь для защиты картины от влаги в воздухе, солнечного света и дыма. Он также защищает от механических повреждений, мелких царапин и потертостей.

Не стоит забывать и о том, что на картинах, написанных маслом, с годами оседает пыль, которая делает краски тусклыми и невыразительными. И это не самое популярное утверждение, но масляные краски сохраняют следы от мух, что негативно сказывается на яркости красок.

Слой лака улучшает живописность картины, делает цвета более яркими, четкими и глубокими, выявляет мелкие детали, как бы придавая картине трехмерность.

Но иногда можно услышать мнение современных художников, что слой лака совсем не нужен, что это дань современной моде и любви к глянцу.

В своей живописи я использую превосходную «Тройку», в состав которой входит лак. В этом есть доля правды, ведь мы знаем, что раньше состав масляных красок был совсем другим, они создавались в основном из пигмента и орехового масла, которое являлось растворителем. Поэтому художники обязательно покрывали свои картины лаком, чтобы увеличить их долговечность и выровнять лессировку в многослойных картинах.

О том, что когда-то все картины покрывались лаком, могут свидетельствовать реставраторы, восстанавливающие полотна старых мастеров. Реставрация картин начинается с удаления старого, пожелтевшего лака, которым покрыта картина.

Удалите старый лак со старой картины

А если почитать об истории живописи, можно узнать много интересного! Например, существуют письменные источники VIII века, содержащие рецепты изготовления лака на основе льняного масла и нескольких природных смол. Этой смесью покрывали всевозможные рисунки и даже резьбу по дереву.

Гений своего времени, Леонардо да Винчи, в своем «Трактате о живописи» писал об использовании «вечного лака» для покрытия уже высохшего слоя краски. Он даже поделился ингредиентами с будущим поколением! Он рекомендовал использовать масло грецкого ореха с добавлением янтаря или масла из высушенных на солнце орехов для достижения густой консистенции. О вечности картин старых мастеров все еще думали!

Секреты картин старых мастеров

И они постоянно изобретали новые формулы лаков, которые хранились в строжайшем секрете! А знаете ли вы, что художники хранили секреты своего ремесла, касающиеся не только изготовления красок и лаков, но и использования камеры-обскуры в живописи. В любом случае, сегодня это уже не секрет, и Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» также упоминает об этой замечательной оптике.

Сейчас все стало проще, выбор лаков для масляной и акриловой живописи огромен, не нужно придумывать и комбинировать. Все, что вам нужно сделать, это пойти в художественный магазин, купить подходящий лак и широкую кисть/флейц, и вы сможете нарисовать картину самостоятельно.

Читайте, как покрыть лаком картину маслом, в обучающей статье⇒⇐, где вы найдете ответы на самые распространенные вопросы.

Современные лаки для живописи основаны на натуральной или синтетической смоле и растворителе. Теперь давайте рассмотрим, как лучше всего покрывать лаком картины? Как выбрать ту, которая защитит и продлит жизнь вашей картины?

Существует огромный выбор защитных лаков для картин.

  • Наиболее широко используемым с 19 века является дамасский лак. Очень хороший выбор, этот лак натуральный и относительно недорогой. У него есть один недостаток: со временем он приобретает желтоватый оттенок. Но если картина написана в теплых тонах, этот нюанс может придать картине благородный и аристократический вид!
  • Акриловый лак — еще один вариант. В зависимости от состава она может быть акрилово-фисташковой или акрилово-стирольной. В то время как многие зарубежные производители просто пишут на этикетке акриловый лак для живописи, указывая лишь, для какого типа живописи он подходит. На рисунке выше я привел такой пример.

Покрытие картины акриловым лаком не приводит к пожелтению, в результате получается восхитительное лаковое покрытие, гибкое и долговечное. Цвет и яркость лака под акриловым лаком не меняется. Покрытие защищает картину от повышенной влажности в помещении, так как обладает отличной водостойкостью. Действительно, лак имеет резкий запах, поскольку в его основе лежат синтетические смолы.

Я использую акриловый универсальный лак для картин, чтобы защитить свои работы, будь то масло, акрил или смешанная техника. Но иногда я лакирую картины только акриловыми красками, композиция получается другой, и конечный результат тоже.

Кстати, многие художники находят более интересным и артистичным выражать свою творческую натуру в смешанной технике. Об этой очень интересной технике вы можете прочитать в отдельной статье⇐.

Лаковые покрытия также различаются по внешнему виду. Они выпускаются отечественными и зарубежными производителями в глянцевом и матовом исполнении. Какой из них лучше выбрать?

Примеры глянцевых и матовых лаков от французских производителей

Все глянцевые и матовые лаки дают блики — это минус при рисовании, но они придают яркость и глубину цветам, и это несомненный плюс!

Искажения, вызванные оконными бликами

Если вы, например, смотрите на картину из окна, ее трудно разглядеть издалека, но под определенным углом вы все равно сможете ее увидеть. Если вы бывали в музеях или картинных галереях, то наверняка замечали это.

На фотографии я пытаюсь «поймать момент» рядом со старой голландской картиной натюрморта с пожелтевшим старым лаком. Большая картина из частной коллекции со временем потребует реставрации, а пока она висит и украшает столовую дома.

Матовый лак для картин также защищает картину и придает поверхности картины бархатистый, велюровый вид. Если ваша картина написана в помещении с большим количеством дневного света, мы рекомендуем выбрать лак с защитой от ультрафиолета. Это качество обычно указывается на упаковке. Фильтры предотвращают выцветание и выгорание краски.

Разница между глянцевым и матовым лаком

Существуют также сатиновые отделки, которые находятся где-то между матовыми и глянцевыми. Если матовый лак не имеет эффекта блеска, а глянцевый лак имеет хороший эффект блеска, то сатиновый лак имеет средний блеск. Я не встречал этот вариант у русскоязычных производителей. Кроме того, вы можете встретить описания, которые создают впечатление, что матовый и сатиновый — это одно и то же. Поверьте, это не так, и именно поэтому у них разные названия!

Satin переводится как атлас, сатин или полуматовый. Картины, покрытые сатиновым лаком, действительно выглядят так, будто их поверхность сатинирована. Трудно передать тонкость сатиновой отделки по фотографии, нужно увидеть ее своими глазами, чтобы почувствовать разницу.

Примеры сатинового/сатинированного и глянцевого/бриллиантового лака от французского производителя

На фотографии выше я указал стрелкой названия лаков на французском языке, чтобы показать вам истинность моих слов.
Несколько слов предостережения: Не рекомендуется рисовать картину, которая стала слишком толстой. Передержанный лак может испортить картину, он плохо сохнет или долго сохраняет липкую поверхность, не высыхая до блеска, и может оставлять следы кисти на холсте.

Продвинутые художники иногда покрывают свои картины медиумом; существуют некоторые предварительно смешанные материалы, которые продаются в ремесленных магазинах. Средство гарантирует стойкость цвета и придает краскам объем и рельефный эффект. Конечно, чтобы использовать эту технику, вы должны быть полностью уверены в своих силах и знать приемы.

Сегодня на рынке представлены лаки в баллончиках. Это особенно полезно, если вы рисуете рельеф или в смешанной технике. Однажды я попробовал этот метод защиты поверхности холста. При этом используется больше лака, чем при традиционном методе, но он идеально ровный, не оставляет пятен и не вызывает других раздражений, таких как ворс, вылетающий из кистей.

Лак из баллончика для защиты картин

Коллеги, я надеюсь, что мои небольшие советы помогли вам в работе, и что я развеял некоторые сомнения по поводу того, нужно ли покрывать картину лаком. Если эти аргументы за и против кажутся вам недостаточными, спросите реставраторов. Возможно, их точка зрения будет более убедительной!

На десерт: для тех, кто любит бродить по выставкам современного искусства, я приглашаю вас посетить вместе со мной французскую Ривьеру в Каннах. Дайте мне тизер и не забудьте подписаться на мой канал, чтобы быть в курсе событий.

Задавайте вопросы в комментариях ниже, я обычно быстро отвечаю на все вопросы.

У многих начинающих художников возникает множество вопросов о выборе и нанесении лака на картины. В этой статье мы постараемся охватить многие важные вопросы, связанные с лакированием картин.
Покрытие картины лаком можно назвать самым последним этапом живописи, так сказать, последним прикосновением к искусству. Это как эпилог в конце романа или финальный поклон, который делают артисты после выступления. Вам придется обойтись без этого!

Тем не менее, даже сегодня в мире искусства есть те, кто считает, что картину нужно покрывать лаком, и те, кто считает, что в этом нет необходимости. Почему так много разных мнений о том, нужно ли покрывать картину лаком?

Защитная пленка на картине

Некоторые художники говорят, что используют малярный тройник, который уже содержит лак для обеспечения яркости, блеска и глубины цвета. А полотна прекрасно сохранились в течение нескольких лет, краски не поблекли и не потрескались. Возможно, я не буду слишком много спорить.

Например, мой давний учитель французского языка, Кристиан Геи, не покрывал свои картины лаком, а использовал глянцевую среду для живописи. Я видел его картины и могу сказать, что они сохранились в идеальном состоянии в течение 30-40 лет! В любом случае, наклеивать ли сверху защитную пленку или нет — решать вам!

Кристиан Геи и его триптих, 251 x 116 см, масло на холсте

Причины, по которым стоит покрыть картину лаком:

— Внутренние повреждения. Лак защищает вашу картину от воздействия воздуха, влаги, табачного дыма и других агрессивных факторов, которые вызывают потемнение или выгорание краски.

— Внешние факторы. Лак придает поверхности приятный блеск, цветовые тона становятся более интенсивными и насыщенными. Картина становится более яркой и глубокой!

— Однородность и целостность полотна. Лак сглаживает неровный блеск масляных картин. Часто картины, написанные полупрозрачными глазурями, могут казаться тусклыми или потускневшими. Это происходит потому, что предыдущий слой лака вытянул масло из свеженанесенного масляного слоя.

— Устойчивость к механическим повреждениям. Окрашенные холсты устойчивы к мелким царапинам и повреждениям.

— Долговечность картины! Многие шедевры вряд ли дожили бы до наших дней без защитного покрытия. На протяжении веков художники использовали различные виды лака в соответствии с собственными формулами для отделки картин. Благодаря им мы можем увидеть шедевры, которым несколько веков, практически в первозданном состоянии, без реставрации и повреждений. В те времена люди писали масляными красками, разбавляя их различными маслами, поэтому защитный слой на холсте был обязателен. Некоторые из изысканных картин французских художниц вы можете увидеть в специальной статье, посвященной живописному очарованию французских художниц.

Вот некоторые из наиболее актуальных вопросов начинающих художников на тему «Как правильно покрыть лаком картину».

1.Через какое время после написания можно наносить лак?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как это зависит от того, какую технику вы использовали для написания картины, была ли она прозрачной или пастозной? Какие кисти использовались и в каком помещении картины оставляли сохнуть. Использовали ли вы в картине чистое масло, и если да, то в каком количестве…..
Если вы использовали чистое льняное масло, которое требует длительного времени для высыхания, рекомендуется подождать около года.

Моя картина с использованием чистого масла

В качестве дополнения:
Не все цвета масляной краски высыхают сами по себе. Например, белые и голубые оттенки на холсте сохнут гораздо дольше. Почему это так? Это зависит от пигмента краски. В этом случае преждевременное покрытие картины лаком может привести к нарушению красочного слоя. Картина может потрескаться, если краска не полностью высохла. Если вы хотите получить эффект кракле, своего рода кракелюр, то проблем не возникнет.

Если вам кажется, что 8-12 месяцев — это слишком долго для сушки, можете проверить на свой страх и риск. Однако, если вы решились на такой радикальный шаг, убедитесь, что вы не смываете верхний слой краски. Современные лаки содержат растворитель

Если вы использовали разбавитель, бинар или медиум, краска высохнет немного быстрее. Картину можно покрыть лаком через 4-6 месяцев. Также в продаже можно найти специальные ускорители высыхания — сиккативы, но лучше не увлекаться, так как слой краски, который быстро сохнет, может потрескаться. Это обоюдоострый меч!

Моя картина с сиккативной средой

Существует мнение, что современные масляные краски содержат сушки, т.е. вещества, ускоряющие высыхание, поэтому холст высыхает за 2-3 месяца. Это возможно, но я могу сказать, что многие зарубежные производители придерживаются традиционного способа и смешивают свои краски по старым технологиям без добавления химикатов.

Как правило, такие масляные краски стоят намного дороже, и это справедливо! Это похоже на хлеб, выпеченный на закваске в течение нескольких дней, и хлеб, выпеченный быстро с использованием химических дрожжей.

2. Лаки для масляной живописи: как выбрать?

Масляные лаки изготавливаются из натуральных или синтетических смол и разбавителей (масла, скипидара и т.д.). Они могут быть глянцевыми или неглянцевыми, т.е. блестящими или матовыми.

— Даммарный лак — это, пожалуй, самый известный лак в живописи на основе натуральной смолы даммара и масел. Даммар — это смола тропических деревьев, происходящая от малайского слова damar, что означает «факел». Даммарная смола хорошо горит, однако, если она была использована для изготовления факела!

Его положительными характеристиками являются относительно низкая цена и тот факт, что он содержит УФ-фильтр (UVA). УФ-фильтр делает пигмент краски устойчивым к выгоранию и выцветанию. Недостатком дамасского лака является то, что он может пожелтеть со временем, поэтому он определенно не подходит для холодных цветов!

Покраска под лаком

В качестве дополнения:
Значение масляного лака в живописи огромно; с XII века мастера-живописцы использовали его и как связующее вещество, и как защитное покрытие.

-Фисташковый акриловый лак образует прозрачное эластичное покрытие, которое не меняет цвет с течением времени, т.е. не желтеет. Он отличается от других лаков медленным временем высыхания.

-Фисташковый акриловый лак изготовлен из синтетической смолы, является водоотталкивающим и образует глянцевую прозрачную пленку на лаковом слое. Она не кровоточит и не трескается.

В современном мире искусства, наряду с акриловой живописью, эти новые виды акриловых лаков на синтетических смолах становятся привычными для многих современных художников. Например, я использую акриловые лаки для защиты своих произведений искусства, не только картин, но и декорированной и расписной мебели.

Универсальный акриловый лак для масел и акриловых красок

Другие лаки, такие как ретушь или фиксатив, можно найти в художественных магазинах, только у них другая функция в живописи, они не предназначены для защиты лакового слоя.

3. Каким лаком лучше покрыть картину: глянцевым или матовым?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, какой результат вы хотели бы увидеть.
В основном это зависит от пожеланий и предпочтений художника. Следует учитывать, что если картина висит в очень светлой комнате, то глянцевая поверхность будет отражать свет, если смотреть на нее с одной стороны. Конечно, это не повод отказываться от глянца, ведь краска должна блестеть. Если вам не нравится глянцевый блеск, то лучшим вариантом будет матовый лак для живописи.

Слева матовый лак, справа глянцевый лак.

4. Как правильно покрыть картину лаком?

Первое, на что следует обратить внимание, — это пригодность лака и его качество. Лак должен быть достаточно гладким, не просроченным, а кисть — достаточно прочной у основания зажима, чтобы не приходилось подбирать ворсинки с поверхности лака.

Перед лакировкой картину следует аккуратно очистить от пыли, можно протереть влажной тканью и высушить. Картины маслом пишутся широкой кистью из щетины. Ширина кисти зависит от масштаба картины. Лучше всего выбрать кисть с короткой щетиной, чтобы слой краски наносился равномерно, без луж.

Положите картину на стол, прислонив ее к поверхности. Не торопитесь при покрытии лаком, наносите лак медленно и аккуратно широкими мазками. Плавными мазками проведите параллельно нижнему краю картины.

Вы сами решаете, какой лак наносить.

В том же направлении распределите слой лака флейцем с сухой краской, пока кисть слегка не прилипнет. Поверхность лака должна быть покрыта равномерно, без пузырей и пятен. Идеальное распределение лака на поверхности — справа налево, а затем сверху вниз, чтобы не было просветов.

Когда лак полностью высохнет, блеск на поверхности будет умеренным. Самое главное — не спешите заделывать недостатки и щели, иначе вы все испортите. При необходимости можно нанести еще один легкий слой через сутки после полного высыхания.

После покрытия лаком картину необходимо высушить в горизонтальном положении в течение 24 часов. Важно убедиться, что на поверхности лака не оседает пыль, к нему не прилипают пузырьки пыли и т.д.

5. Каким лаком покрывают акриловые картины? Покрывают ли акриловые картины лаком?

Конечно, они покрывают лаком акриловые картины. Акрил гораздо более устойчив, чем масло, но все же тоже нуждается в защите. Лучшим является синтетический акриловый лак, о котором говорилось выше. Ниже вы видите пример акрилового прозрачного лака, а справа — используемый мной прозрачный лак из серии Amsterdam от TALENS. Существуют универсальные защитные лаки, которые подходят для масляных и акриловых красок, создавая сверху идеально прозрачное защитное покрытие.
Существует полный видеокурс о том, как рисовать в акриловой технике.
Предварительный просмотр урока можно посмотреть здесь📌

Лак от TALENS, для покрытия акриловых картин

ВЫВОДЫ:
Покрытие картины не только сохранит эстетическую красоту и живость произведения искусства, но и защитит его от повреждений на долгие годы. Помните, что лак для картин — это комплексная защита для вашей картины, но покрывать ее лаком или нет — это, конечно, ваше решение!

Друзья, добавьте эту статью в закладки, чтобы она не затерялась в мешанине других статей. Так что вы всегда сможете вернуться к нему, если понадобится.

Задавайте вопросы в комментариях ниже, обычно я быстро отвечаю на все вопросы

Оцените статью
Добавить комментарий