Якорь брюса своими руками

Как определить вес якоря и размеры якорного каната.

Перевозить тяжелый адмиралтейский якорь на легком судне не имеет смысла, но еще хуже будет, если в открытое море выйдет каютная лодка с трехкилограммовой «кошкой». Очевидно, что первое было бы пустой тратой полезного пространства, а второе может иметь самые печальные последствия.

Давайте выясним, какой якорь нужен лодке, используя приблизительные формулы.

W = (8÷10)(3 корень из D 2 ) кгс,

D — водоизмещение судна, тонны.

Индекс якорной цепи (диаметр прутка звена)

d =4,7(3 корень из D ) мм.

Рекомендуемые практические размеры адмиралтейских якорей и якорных канатов приведены в таблицах 1 и 2. Если используются якоря с большей удерживающей силой, их вес может быть уменьшен до 75% от указанного значения.

Таблица 1 Якоря и канаты для катеров и моторных лодок

Диаметр веревки из сизаля, который не так прочен, как капроновый канат, должен быть примерно удвоен, пеньковой веревки — утроен. Сравнение заводских и капроновых канатов см. в таблице 3.

Не забывайте, что прочность на разрыв якорного каната ДОЛЖНА быть в 40-50 раз больше веса якоря, указанного в таблицах 1 и 2.

Сколько якорей вам нужно?

Этот вопрос обычно возникает у шкиперов относительно крупных судов и яхт, предназначенных для дальних плаваний,

Считается необходимым иметь второй якорь (который может быть на 20-30% легче основного) и небольшой (5 кгс) яхтенный якорь или кошку. В идеале каждый якорь должен быть оснащен собственным канатом.

Какой якорь лучше?

На этот вопрос нет однозначного ответа.

Адмиралтейский якорь (рис.20) по удерживающей силе в 3-4 раза легче, чем якоря, держащиеся за дно двумя лапами (например, якорь Холла), но надежность якоря ниже и зависит от типа грунта. Якорь Холла часто будет смещаться при натяжении лески из-за неоднородности грунта под обеими лапами, поэтому рискованно брать более легкий адмиралтейский якорь.

Покупая адмиралтейский якорь, убедитесь, что он сделан правильно: веретено и штанга должны быть как минимум в 2,5 раза длиннее каждого угла. Как правило, анкеры этого типа с более длинным шпинделем также обладают лучшей удерживающей силой.

Обычная четырехлапая кошка успешно используется на речных и моторных лодках; рекомендуется прикрепить к веретену дополнительный груз, чтобы увеличить его прочность.

Для больших лодок и яхт рекомендуется использовать якорь Матросова (рис. 21). Это якорь с повышенной удерживающей силой. Матросовские якоря изготавливаются (свариваются) от 5 кгс, что позволяет подобрать их практически ко всем внутренним судам. Однако следует помнить, что для безопасности якоря все же лучше иметь тяжелый адмиралтейский якорь, чем легкий с большей удерживающей силой. Таблица

Шлиц вместо штифта.

В стандартном адмиралтейском якоре хвостовик фиксируется в рабочем положении регулируемым линкшпилем. Это не очень удобно.

Вместо нее можно использовать стопорную шайбу с прорезью (Рисунок 22). Шип 1 приварен к стержню и проходит через соответствующий прямоугольный паз в шайбе 2, которая свободно надевается на проходящую часть шпинделя. Просто закрутите шайбу, придвинув ее вплотную к шпинделю, и стержень будет закреплен. А чтобы стержень не вращался, на стержне делается второй аналогичный шип 3, входящий в соответствующий паз в отверстии шпинделя.

Самодельный сварной якорь Курбатова.

Сварной анкер (Рисунок 23) может быть изготовлен из проволоки диаметром 8 мм, куска прутка диаметром 12 мм и стального листа толщиной 3 мм. Он похож на известные якоря Данфорта и Матросова, но отличается от них тем, что имеет только одну лапу и вильчатое веретено. Якорь, имеющий указанные размеры, весит около 2,5 кгс и может использоваться на гребных и моторных лодках длиной до 5 м. Он хорошо держится на большинстве грунтов, но чтобы сделать его более надежным на скалистом грунте, где вес имеет первостепенное значение, рекомендуется иметь в запасе болт весом 3-4 кгс, который можно надеть на конец якоря и опустить вместе с ним.

Из проволоки выгибается веретено 1, к верхней части веретена приваривается стержень 6. К стержню 3 привариваются стопорные шайбы 5 и хомуты 8 (механическая обработка не требуется), которые при прижатии анкера 1 к подошве фундамента поворачивают 2 и заставляют его погружаться в грунт. Для стабилизации анкера на земле длина перекладины должна быть не меньше, чем показано на рисунке.

Концы шпинделя на стержне соединены лентой 4, которая одновременно ограничивает угол поворота подножки: стержень 8 упирается в нее и удерживает подножку в рабочем положении. К кронштейну приварено ребро 7.

В последние годы за рубежом используется однолапый якорь «Трезубец» (рис.24), конструкция которого мало отличается от якоря Курбатова,

Лезвие якоря Trident шире и имеет форму трезубца, поэтому он хорошо держится в мягком и рыхлом грунте (песок, ил, галька). На глинистых и каменистых грунтах необходимо добавить балласт. По всей ширине лапки сделан гребень, который вращает ее по мере того, как якорь ползет по дну; благодаря вращению лапка «погружается» в субстрат. В то же время гребень упирается в нижний ремень якорной клетки, ограничивая поворот стопы на определенный угол (около 40°).

«Trident» с весом 2 кгс (ширина ноги 235 мм) подходит для лодок длиной 3-4 м, а с весом 7 кгс (ширина ноги 375 мм) — для небольших лодок и моторных катеров длиной до 6 м.

Три складные конструкции сома.

Четырехногие носовые якоря, распространенные на речных судах, неудобно хранить на лодке. Мы рекомендуем сделать «складную» кошку с одной из конструкций, показанных на рис. 25.

У простейшей (рис. 25, а) кошки нижняя часть шпинделя 1 имеет не круглое, а квадратное сечение 2. Во втулке верхней — подвижной пары лап выполнено отверстие соответствующей формы. Чтобы все зубья находились в одной плоскости, подвижную пару зубьев необходимо поднять в круглую часть шпинделя, а затем, после поворота на 90°, вернуть на место.

В другой конструкции (рис. 25, б) верхняя подвижная пара зубьев 4 фиксируется в рабочем положении вырезом во втулке 5. К шпинделю приварена шайба 7, которая опирается на пружину 3, удерживающую пару лапок 4 в рабочем или сложенном положении.

Третья конструкция складного четырехлапого анкера (рис. 25, в), получившая широкое распространение за рубежом, 1 отличается тем, что все лапы 4 посажены в нижнюю, шарнирную часть веретена 1. Муфта 6, надвинутая на веретено, фиксируется в верхнем или нижнем положении и соответственно фиксирует лапы в сложенном положении вдоль веретена или в рабочем положении.

Чтобы не потерять якорь.

При плавании по водоемам, заваленным корягами и затопленными деревьями, вероятность остаться без якоря очень высока. Поэтому не следует бросать якорь, не привязав буй к треуху (месту, где рога соединяются с веретеном) буйком (рис. 26). Лучше всегда иметь в запасе судна буй (его называют «томми») с буйрепом 10-15 м. В крайнем случае, вместо буйка можно использовать любой плавающий предмет — деревянный брусок, кусок полистирола и т.д.

Если якорь застрял и не может быть поднят за якорную линию без риска разрыва, просто потяните за линию буя, и якорь освободится сам.

Хорошей идеей будет прикрепить постоянную скобу к линии тренда или просверлить отверстие для буера.

Не только довольно высокая цена готовых якорей побуждает владельцев небольших судов делать якорь полностью своими руками. Стандартные якоря весят от 5 кг, что для судна водоизмещением до 500 кг очень много. Особенно если вы выходите на закрытый спокойный водоем (пруд, небольшое озеро, река). Просто сам якорь занимает место в лодке, а держать неоправданно большой якорь в крошечной лодке, такой как тузик или скиф, популярной своими высокими чертами, неудобно. Однако было бы обидно стоять на чем-либо вместо надежного якоря.

Не зря Джозеф Конрад называл якоря «честными кусками железа»: пренебрежение надежностью якоря может стоить жизни капитану судна и пассажирам даже на суше. Самодельный якорь должен удерживать лодку так же прочно, как фирменный якорь, и терять грунт не чаще, чем фирменный якорь. Надежность ультралегких якорей, представленных на рынке, не гарантируется. Не доверяйте собственным сертификатам: ни в одном морском или речном регистре не будет указан якорь весом менее 5 кг. Это запрещено международными правилами безопасной навигации. И они, как и военные уставы, написаны человеческими жизнями.

Рыбацкая лодка на якоре. Карикатура на

Якорь для лодки из ПВХ — это настоящий клубок проблем. Во-первых, анкер является лишь частью анкерного устройства, которое состоит из нескольких структурных единиц. Каждый из них, в соответствии с кардинальным принципом устойчивости «Где тонко, там и тонко», должен быть таким же надежным, как и сам якорь. В надувную лодку просто некуда все это поместить. Во-вторых, когда бюджетные надувные лодки стали делать из пластика, а не из прорезиненной ткани, стало очевидно, что даже поднятый якорь в такой лодке может быть опасен — резко возросло количество несчастных случаев на воде, вызванных тем, что якорь порвал баллон или днище лодки.

Цель этой статьи — помочь начинающему судостроителю в выборе прототипа якоря для своей лодки и описать, как правильно изготовить якорь в зависимости от типа лодки, водоизмещения и условий плавания. Материал охватывает большую часть выбора и специфики изготовления якорей для «очень маленьких» судов (до 0,5 тонн), работающих во внутренних водах. Такой субстрат часто бывает грязным, илистым или торфяным, что затрудняет обеспечение достаточной силы удержания якоря, а также препятствует его погружению в грунт.

Примечание: все надувные лодки имеют еще одно отличие от обычно плавучих плавсредств — очень малое трение о воду. Надувная лодка хуже держится на воде, чем глиссер. С одной стороны, это хорошо для спокойных вод, потому что так легче удерживать лодку на течении. Но в бурном море это сложнее, потому что поплавок сильно тянет якорную линию. И к надувной лодке труднее прикрепить якорь: она не может полагаться на то, что судно потянет ее за собой, правильно уложит на грунт и поможет закрепиться. Якорь для надувной лодки должен полагаться на себя, чтобы правильно оседать без рывков лодки и быть абсолютно непоколебимым (см. ниже).

Якорь ли кошка?

Тем, кто рыбачит на старой резиновой лодке, все эти рассуждения могут показаться надуманными: в конце концов, мы знаем, что давно известный якорь для резиновой лодки — это кошка. И сделать его несложно: три куска арматуры с двумя сплющенными концами, немного сгибания, немного сварки — и кошка готова. Упорство кошки абсолютно, если бросить ее в нужную сторону. Есть причина, по которой крючконосые кошки используются в других видах деятельности.

Во-первых, якорь-кошка довольно средний по силе удержания. Правда, для лодки, которая скользит по воде почти как падающий лист, это не так важно. Важно отметить, что на каменистой или грязной почве очень легко потерять кошку. Когда металлолом лежал повсюду под ногами, а бригадир на работе и без грабель позволял лично пользоваться сварочным аппаратом и трубогибом, это не имело значения, но сейчас времена другие.

Во-вторых, на воде было достаточно несчастных случаев из-за носовых якорей. И сейчас уже доказано, что кошка опасна не только в лодке из ПВХ, но и в фанерной лодке без корпусного набора, как Dingi или Scytha. Литые складные кошки безопасны, хорошо удерживают сверхмалое судно на любой почве, компактны, но несправедливо дороги. Однако для сшитой лодки с жестким корпусом длиной около 2,5-3,5 м самодельная складная кошка с поворотной лапой будет работать не хуже, см. например видео

Видео: самодельный якорь-кошка

Однако даже в лодке из ПВХ такая кошка окажется слишком громоздкой и опасной для лодки. Поэтому, включая сказанное выше, жители прибрежных вод в целом не считают кошку якорем. И лодочник никогда не скажет «отдать кошку» или «встать на кошку», равно как и «бросить якорь». Кошка — это не якорь. Но вы все равно можете превратить кошку в якорь! Специально для надувных лодок водоизмещением до 300-400 кг. Он очень компактен, удобен, надежен и безопасен. Мы вернемся к этой теме позже.

Основные правила

Вес и трос

Главное, что определяет надежность якоря, — это его вес. Для гребных и моторных лодок с жестким корпусом длиной до 5 м вес якоря должен составлять не менее 1% от дедвейта, а при водоизмещении до 500 кг — не менее 2,5 кг. Для тех же судов, оснащенных фиксированным или регулярно снимаемым парусным такелажем, вес якоря увеличивается на 25-50% при постановке на якорь под такелажем. Если якорь адмиралтейский (см. ниже), вес увеличивается еще на 20%. Разрывная прочность якорной цепи или троса должна составлять не менее 50 весов якоря.

Примечание: Прочность якоря можно увеличить во много раз, заменив ближайшую к якорю часть якорного каната цепью. Для лодок длиной до 4,5 м и водоизмещением до 500 кг достаточно заменить первые 1,5-2,5 м каната от якоря на цепь.

Для надувных лодок, используемых на внутренних водоемах, рекомендуется брать вес якоря в соответствии с их личной грузоподъемностью. Если нет парусов и в лодке помещается не более четырех человек, формула проста: просто положите столько веса, сколько может выдержать лодка, и добавьте 0,5 кг на якорь. С парусами и цепью все гораздо сложнее:

Вместимость, чел.Вес якоря, минимум, кг (лодка без парусов)калибр якорной цепи, не менее, мм (лодка без парусов)Вес якоря, не менее кг (лодка с парусами)Индикатор якорной цепи, не менее, мм (лодка без парусов)
11,53,52,54,0
22,54,03,04,5
33,54,54,05,0
44,55,05,06,0

Примечание: Если якорь является адмиралтейским якорем, его вес увеличивается на 20% сверх табличного веса.

Центр тяжести

Следующий момент — распределение веса якоря по высоте (при условии, что якорь стоит вертикально). Слишком тяжелый в верхней части якорь будет волочиться по дну, подпрыгивая и не зацепляясь. Слишком тяжелый в нижней части якорь может накрениться и не зацепиться или втянуться в грунт. Центр тяжести (ЦТ) якоря должен находиться на уровне 1/6-1/8 его высоты, но якоря разных типов имеют фиксированное положение. Вот почему даже опытные судостроители не меняют пропорции якорей произвольно. Если это необходимо сделать, то нужно посмотреть, где находится центр тяжести прототипа в стандарте, а если он неизвестен, то рассчитать его. Центр тяжести опытного якоря должен находиться на той же относительной высоте, что и опытный образец или прототип, испытанный на практике.

Вес и держащая поверхность

Также важно соотношение массы якоря и площади удержания якоря, т.е. площади лап, обычно заглубленных в грунт, противодействующих тянущему усилию судна. В этом отношении якоря подчиняются закону квадрата и куба: при изменении размера якоря масса якоря изменяется в соответствии с кубом, а площадь удержания — в соответствии с квадратом. Если, например, вы уменьшите размер типичного якоря, чтобы он подходил для вашей лодки, вес якоря уменьшится по отношению к увеличенной площади удержания, и якорь может стать ненадежным. Поэтому вам придется изменить размер якоря так, чтобы соотношение веса и площади удержания оставалось в приемлемых пределах. А для начинающих — не обманывайтесь размером выбранного вами образца.

Примечание: способ довести вес уменьшенного якоря до стандартного — заполнить часть полого хвостовика (см. ниже) или весь хвостовик свинцом. Это будет обсуждаться позже.

Цепкость

Прочность якоря особенно важна для лодок с очень слабым такелажем и надувных лодок. Он показывает, насколько сильно нужно потянуть за якорную линию/цепь, чтобы якорь встал на место, и сколько троса он должен вытянуть, прежде чем вы сможете его зацепить. Анкеры, которые являются абсолютно цепкими, — это те анкеры, которые устанавливаются на дно по мере необходимости и сразу же вкапываются в землю. Это хороший выбор для любой небольшой лодки.

Типы якорей

Якоря использовались всеми, кто плавал по воде, на протяжении тысячелетий, и были изобретены тысячи конструкций. Якоря не прижились на практике, потому что якорь слишком важен для безопасности судоходства.

Типы якорей, широко используемых сегодня, и названия их основных частей показаны на рисунке:

Типы якорей для больших и малых судов

Если канат или цепь прикреплены не к свободному кольцу — якорю, а к жестко прикрепленному веретену или к ремню, вращающемуся или прикрепленному наглухо, то это уже не аутригер, а башмак. Очень часто к тренду прикрепляется небольшая сетка или косяк, к которому привязывается тонкая леска — буйреп, с плавающим на поверхности воды буйком. Потянув за буйреп, вы чаще всего освободите застрявший якорь, но потянув за линь/цепь, вы только затянете его.

Примечание: см. ниже, что означает буква М.

Пропорции адмиралтейских якорей

Адмиралтейский якорь известен еще с каменного века: тогда он был деревянным с каменным валом. Этот якорь надежен на любом дне, но, во-первых, он тяжелый, так как реализует не более половины потенциальной удерживающей силы, и громоздкий. На старых парусных судах его подвешивали к специальным прочным балкам (крамболам), выступающим по диагонали из носовой части судна. Во-вторых, на мелководье или при понижении уровня воды (например, во время отлива) судно может сесть на выступающий вверх угол якоря. Громоздкость можно частично компенсировать, сделав съемный хвостовик. Большим преимуществом адмиралтейского якоря является его простая конструкция и пропорции, которые совершенствовались веками, см. рисунок справа, и его пригодность для судов любого водоизмещения, включая игрушечные корабли. Прямые линии на рисунке просто продлены влево, чтобы получить размеры более легкого адмиралтейского якоря. Основным недостатком является слабая прочность: для того чтобы удилище опрокинуло якорь в правильное положение, а лапа погрузилась на дно, леска/цепь должна быть натянута достаточно сильно, а якорь заклинен. Адмиралтейский якорь можно рекомендовать для лодок, оснащенных парусами и выходящих на высокую воду.

Якоря Porter (точнее, Porter-Trotman, показанный здесь) и Northill являются модификациями адмиралтейского якоря. Они редко используются, так как не лишены недостатков, а взамен дают мало преимуществ. Якорь Холла — настоящий гений: Холл придумал разместить задачу штока на расставленных ногах с юбкой внизу, а чтобы обеспечить полную прочность якоря, он сделал их поворотными. Якорь Холла для судов водоизмещением около 5 тонн и выше не имеет недостатков и в настоящее время абсолютно доминирует на флотах. Однако он применим и к надувным лодкам без парусов: слишком низкое отношение веса к площади держания в этом случае компенсируется малым трением лодки о воду. Поэтому мы также приводим стандартные пропорции якоря Холла (см. рисунок), для сравнения с любительскими моделями.

Чертежи и размеры анкеров Холла

Примечание: Якорь Холла является технологически сложным изделием. Распределение центров тяжести его компонентов важно для его надежности и также стандартизировано.

Буква М на рисунке с типами якорей обозначает якорь Матросова (см. рисунок). Он более надежен, чем якорь Холла в диапазоне перемещений около 1-100 т, но менее тяжелый, особенно на слабом грунте. Что делает якорь Матросова интересным для нас, так это то, что его метод создания удерживающей силы принципиально отличается от якорей Адмиралтейства и Холла: якорь Матросова фактически является однолапым. Якорь Matros фактически является одноручным. Этот метод позволяет создавать чрезвычайно скользкие якоря с чрезвычайно низкой массой для очень легких судов.

Подробнее об этой теме. Начните здесь: часть 1.

Классификация современных анкеров

1 Якоря. Используется для удержания судна на месте во время постановки на якорь. Они расположены в носовой части.

2. вспомогательные якоря. Вспомогательные якоря располагаются на корме и нужны для того, чтобы предотвратить вращение лодки вокруг основного якоря.

3. мертвые якоря. Необходим для закрепления плавучих объектов (буев, маяков) на одном месте в течение длительного времени.

4. якоря. Специальные якоря для постановки на якорь специальных судов — земснарядов, землечерпалок и т.д.

5. плавучие якоря. Используется для удержания судна наклонным к ветру, предотвращает его разворот боком к волне.
Якоря для крейсерских яхт.

К выбору якоря для круизного судна следует подходить ответственно. Если для небольшого судна достаточно якоря или пирамидального якоря, то для океанских крейсерских яхт требуется более надежный якорь, желательно несколько. Давайте рассмотрим основные разновидности якорей, используемых на современных крейсерских яхтах.

Адмиралтейский якорь

Этот якорь имеет два неподвижных рога и перпендикулярный к ним хвостовик. Его удерживающая сила в два-восемь раз превышает его вес. Благодаря своей громоздкой конструкции рекомендуется для использования на относительно больших яхтах и катерах. Классический вариант, который сейчас все больше уходит в прошлое, этот тип якоря сегодня можно увидеть скорее в музеях, чем на круизных яхтах. Основная причина заключается в том, что этот тип якоря имеет гораздо более слабый захват, чем более современные конструкции. Удерживающая сила этого якоря прямо пропорциональна его весу. Именно вес якоря, а не какие-либо конструктивные особенности, играет главную роль в его эффективности, поэтому использовать адмиралтейский якорь на современных яхтах и катерах в наши дни абсолютно бессмысленно. Основное преимущество перед более поздними анкерами — универсальность: его удерживающие характеристики не сильно зависят от особенностей основания. Вторым преимуществом является его низкая стоимость по сравнению с другими современными конструкциями.

Halla

Еще одна устаревшая конструкция, изобретенная в конце 19 века. В настоящее время он почти полностью исчез из современного мира парусного спорта. Тем не менее, в 20 веке он был довольно распространен на флоте. Его главная особенность — подвижная комбинация шпинделей и рогов. Одним из первых российских кораблей, оснащенных якорем Холла, стал крейсер «Аврора» — именно якоря Холла можно увидеть висящими у его бортов. Для небольших судов — траулеров, катеров, яхт, — в начале 20 века инженер Гриффен разработал специальную конструкцию якоря Холла, названную якорем Клипа. В измененном виде анкер-зажим сохранился до наших дней. В настоящее время существует до пятидесяти различных модификаций якоря-клипсы, используемых как на речных судах, так и на морских яхтах. Основным преимуществом этого анкера является его способность очень быстро поднимать грунт по сравнению с другими типами. От классического анкера Холла он отличается широкими ножками и отсутствием ящика для груза в основании. К недостаткам можно отнести довольно слабую удерживающую силу — всего в четыре раза больше веса якоря, что в два раза больше веса адмиралтейского якоря.

Дэнфорт

Этот якорь был изобретен в послевоенные годы американским морским инженером Данфортом. Сегодня этот якорь, со всеми его модификациями, является одним из самых популярных среди современных моряков. Наилучшие показатели достигаются при использовании анкера на плотных песчаных почвах. В данном случае Danforth показывает удерживающую силу 50 кг на килограмм собственного веса, поэтому этот тип якоря хорошо подходит для достаточно больших круизных яхт. Он состоит из длинного шпинделя и плоских, острых хвостовиков, расположенных близко друг к другу, которые подвижно соединены со шпинделем. Шпиндель расположен в нижней части и препятствует наклону анкера вбок при контакте с землей. К недостаткам якоря Данфорта можно отнести его непригодность для использования на каменистом и гравийном грунте — при движении он начинает скакать по дну, а если и зацепляется, то очень ненадежно. Другая крайность — чрезмерная выемка грунта на плотных песчаных почвах, до такой степени, что его невозможно поднять за опору шпинделя вручную. По этой причине опытные яхтсмены советуют использовать якорь Данфорта с бугельным шнуром, с помощью которого его можно легко освободить от грунта. Среди наиболее популярных разновидностей Danforth среди современных моряков — Brittany, Guardian, Fortress.

Крепость

Этот вариант якоря Данфорта был разработан в 1980-х годах моряком Гиллербергом, и сегодня «Fortress» (в переводе с английского — «крепость») — самый популярный якорь Данфорта среди моряков. Его основное отличие от классического Danforth заключается в том, что Fortress изготовлен из алюминиевого сплава и имеет регулируемый угол наклона рога к хвостовику от 0 до 45 градусов. На бедных, илистых почвах рекомендуется увеличить «угол атаки» до 45 градусов. Это делает «Крепость» легким, компактным, но очень надежным якорем.

«Якорь «без потерь».

Еще одна новая конструкция якоря Danforth, специально разработанная для катеров и яхт. Он также отливает в движении и наиболее эффективен на песке. Главная особенность якоря Unlost заключается в том, что кронштейн якоря-цепи не крепится к верхней части веретена, а свободно перемещается вдоль него. Поэтому, если якорь слишком прочно установлен в грунте, достаточно сдвинуться назад по направлению движения, зажим якорь-цепь сместится в сторону ног, и якорь будет легко выдернуть. Такая конструкция позволяет обходиться без использования буксировочных линий.

Матросова

Один из самых надежных типов якорей. Он отлично держится на емкости даже при вращении на 360 градусов вокруг своей оси. Его главная особенность — качающиеся плоские зубья, которые погружаются в землю практически сразу после опускания. Якоря Danforth и Smith также имеют схожую конструкцию (с незначительными отличиями). Его удерживающая сила в четыре раза больше, чем у адмиралтейского якоря. Недостатком является то, что качающиеся ножки могут заклинить. Он лучше всего работает на илистом и гравийном дне, где другие якоря с плоским наконечником (например, Danforth) не так надежны.

Плуг

Как и в случае с якорем Матросова, плуг является самым надежным якорем. Удерживающая сила груза весом 22 кг достаточна для 15-метровой лодки. Удерживающая сила плуга составляет 18 кг на 1 кг собственного веса на песке и 12 кг на 1 кг на морском дне. Этот тип якоря может дрейфовать при сильных порывах, особенно на мягком грунте, таком как грязь или глина. Одними из самых популярных моделей Plow сегодня являются якоря Delta, Bruce, Seacure и Cobra. В последнее время стали популярны якорные плуги нового поколения — Spade, Bugel. Эти типы якорей, как и якоря Данфорта, иногда бывает трудно освободить от грунта, особенно если они зацепились за дно корягой, старыми веревками, тросами и т.д. В этом случае также рекомендуется использовать буйер для их восстановления.

Брюс

Этот тип плуга отличается от классических конструкций широкой плоской лапой. Благодаря этой характеристике, якорь Bruce обладает отличными удерживающими свойствами на мягком грунте. Он относительно хорошо работает на мелком каменистом дне, но практически бесполезен на дне, покрытом водорослями — его широкая плоская нога едва ли способна поднять такой субстрат. Кстати, официальное производство якорей Брюса уже давно прекращено, и якоря, доступные сегодня, являются лишь репликами или дешевыми подделками. Обычно они изготавливаются из дешевого материала, а их пропорции выверяются на глаз. В результате современные якоря Bruce работают гораздо хуже, чем оригиналы, выпущенные ранее.

CQR (CQR).

Эта разновидность Plough была лидером по популярности среди крейсерских яхт во второй половине 20-го века. Шпиндель и сам «плуг» соединены шарниром. Сильнее всего он цепляется за песок и ил. Он также может пробить слой водорослей, чтобы создать твердое дно. К недостаткам можно отнести плохую производительность на скалистых почвах — Seacure на них имеет тенденцию либо ложиться на бок, либо сползать. А свернувшись на ходу, она стремится галопом пронестись по каменистому дну.

Delta

Это усовершенствованная модель Seekyour, отличающаяся тем, что в ней нет сустава — нога и веретено жестко соединены. Благодаря скорректированному углу их соединения захват земли стал быстрее и прочнее. Из всех различных типов плугов Delta по силе удержания уступает только якорям «нового поколения». В других отношениях Delta практически идентична Seacure.

Кобра

Подобный якорный плуг хорош тем, что не имеет движущихся частей, но обладает хорошей удерживающей силой. Например, 16-кг Cobra вполне подходит для использования на 16-метровой яхте или катере.

Плуги нового поколения

К новым сортам относятся Bugel, Manson Supreme, Rockna, Spade. Анкеры «нового поколения» имеют лучшую удерживающую силу среди всех плужных анкеров. Их отличительной особенностью является большой точечный вес. Лодка «Лопата», например, имеет почти половину веса якоря. У «Buegel» самая простая конструкция — довольно короткая плоская ножка, плоский шпиндель, что делает его производство намного дешевле. Однако в аварийной ситуации удерживающая сила «Бугеля» может оказаться недостаточной для крейсерской яхты. «Рокна», по мнению опытных шкиперов, является одним из лучших плужных якорей. Она быстро набирает высоту и хорошо держится на лодке. К недостаткам можно отнести большую носовую часть, которая также выполняет функцию удочки. Из-за этого якорь занимает много места на лодке и его неудобно хранить.

Кошка

Этот тип якоря лучше всего подходит для небольших яхт и моторных лодок. Однако на крейсерской яхте кошка может использоваться только в качестве вспомогательного якоря. Он весьма популярен среди яхтсменов благодаря своей компактности и универсальности — он одинаково хорошо удерживает небольшое судно на любом грунте. На большой яхте кат — это универсальное устройство, которое можно использовать для крепления судна к берегу, траления дна в поисках потерянных снастей и т.д. Якорь также можно использовать для постановки на якорь в море, где много коряг, или среди останков затонувшего судна. Современные разновидности кошек имеют гибкие и эластичные рога специально для таких случаев. Таков «Могучий клещ» Шомона, чьи гибкие рога, согнутые из арматуры, имеют тенденцию цепляться за подводные коряги и легко освобождаются, когда лодка находится в движении. Конечно, такой якорь не может считаться основным, но если вы не хотите представить дорогую «Крепость» или «Рокну» морским подводным корягам и корням, простая и недорогая конструкция, такая как «Maiti Mait», будет лучшим выбором.

Кроме того, существует множество различных модификаций, которые отличаются от базовых некоторыми улучшениями в конструкции, дополнениями для увеличения удерживающей способности в некоторых специфических условиях (песок, ил, водоросли). Из-за большого количества конструкций, представленных на рынке, неопытному яхтсмену легко заблудиться в ассортименте. В этом случае лучше прислушаться к совету опытного шкипера с солидным парусным стажем. Он или она поможет вам выбрать наиболее подходящий якорь для вашего судна.

Оцените статью
Добавить комментарий