Как часто нужно менять тормозные колодки?

Тормозные колодки – это ключевой элемент в тормозных механизмах колес. Процесс торможения транспортного средства реализуется за счет трения фрикционного материала тормозных колодок о металлическую поверхность тормозных дисков (дисковые тормоза) или внутреннюю поверхность барабанов (барабанные тормозные механизмы). 

Тормозные колодки — расходные материалы при эксплуатации автомобиля

Эффективность торможения напрямую зависит от работоспособности всей тормозной системы автомобиля в целом и от степени износа тормозных колодок в частности. Когда же проводится замена тормозных колодок на легковом автомобиле?

Типы тормозных колодок

Долговечность тормозных колодок, в частности интенсивность износа (скорость истирания) фрикционного слоя, зависит от качества и типа используемых материалов. Тормозные колодки, по виду фрикционного материала, бывают:

• органические (до трети состава – металлические компоненты, остальное – растительные волокна и смолы, ранее использовался асбест);
• полуметаллические (от 30 до 70% — металлические компоненты, остальное – наполнители, модификаторы состава, другие вещества);
• керамические (как правило, используются для спортивной езды).

Колодки, имеющие наибольший срок службы – это так называемые «керамические» колодки, но их использование приводит к ускоренному износу тормозных дисков, к тому же эффективное торможение возможно лишь после предварительного разогрева. Оптимальным вариантом (при стандартном эксплуатационном режиме) считается использование качественных «органических» колодок.

Факторы, влияющие на интенсивность износа

На срок службы тормозных колодок, а точнее на скорость истирания фрикционного материала на них, влияют: 

• пробег авто;
• интенсивность движения на автомагистралях;
• стиль вождения.

Очевидно, что чем чаще приходиться пользоваться педалью тормоза, тем быстрее потребуется замена тормозных колодок. Способствует ускоренному износу агрессивная (спортивная) манера вождения с резкими и затяжными торможениями. Эксплуатация в городском цикле, движение по пересеченной местности или «трассовая» езда – для всех этих условий износ тормозных накладок будет различным (для «города» — максимальный, для загородного режима — минимальный).

Допустимая (минимальная) толщина фрикционного материала, при которой допускается безопасная (безаварийная) эксплуатация транспортного средства, определяется автопроизводителем автомобиля и указывается в руководстве по эксплуатации. Для каждой марки и модели авто этот параметр может быть различным, но, как правило, минимальная толщина фрикционного слоя составляет 2-3 мм.

Нужно помнить, что в наставлениях от автопроизводителя может указываться значение минимально разрешенной толщины тормозной колодки с учетом металлической пластины (основания). Замена тормозных колодок должна проводиться для всех тормозных механизмов колес оси (передней или задней).

Диагностика и характерные признаки износа

Тормозные механизмы некоторых автомобилей оснащены встроенными электронными индикаторами (датчиками) износа тормозных колодок. Предупреждение о том, что толщина фрикционного материала на колодке достигла минимально допустимого значения, высвечивается на приборной панели. 

Нужно учитывать то обстоятельство, что датчик износа может быть расположен только на одном колесе, а не на всех четырех, и к тому же не на всех автомобилях присутствует такая опция. Поэтому водитель должен обращать внимание и на посторонние шумы (скрежет металла о металл, скрипы, визг), возникающие при торможении. Некоторые незначительные шумы (писк) могут быть устранены путем очистки тормозных механизмов, но постоянный заметный шум, как правило, означает критический износ фрикционной накладки.

Признаками, свидетельствующими о максимальном износе фрикционного слоя на тормозных колодках, являются:

• сильный скрежет и визжащий звук высокого тона;
• вибрация при торможении;
• увод автомобиля в сторону;
• снижение эффективности торможения (увеличивается длина тормозного пути);
• при нажатии на педаль тормоза, ее ход увеличивается и становится более «мягким».

При наличии одного или нескольких перечисленных признаков должна быть осуществлена замена тормозных колодок в кратчайшие сроки. Промедление с выполнением данной операции может привести к необратимым повреждениям контактной поверхности металлических тормозных дисков (барабанов).

Периодическая диагностика и регулярное сервисное обслуживание тормозной системы, примерно раз в год, являются оптимальными и оправданными действиями, направленным на поддержание в рабочем состоянии тормозов автомобиля. Сервисное обслуживание автомобиля и замена тормозных колодок должны проводиться в специализированных автомастерских.

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Вполне возможно, что в скором времени практически все бюджетные машины станут оборудоваться клавишей электронного ручника, получившего во всемирной индустрии автомобилестроения наименование EPB (Electronic Parking Brake). Однако при этом многие водители с большим трудом могут себе представить стандартный спортивный автомобиль без обыкновенного стояночного тормоза, расположенного между передних автомобильных кресел. Всем автомобилистам…

15 Июн 2019

ESP – механизм стабилизации, входящий в состав активной системы безопасности автомобильного транспорта, наряду с устройствами EBD, ABS, ASR и EDC. Он призван предотвращать занос автомобиля на дороге при движении по скользкой поверхности. Эта система встроена во все модельные ряды автомобилей, производимые компаниями Nissan, Honda, Hyundai, Toyota, Volvo, JLR и BMW….

12 Июн 2019

Даже при нормальной работе тормозов иногда возникает скрежет, скрип или визг. Принцип действия тормозной системы основан на трении фрикционного материала о металлическую вращающуюся поверхность. Вибрации и взаимодействие неровностей вызывает появление различных шумов. Если все исправно, то посторонние звуки не должны быть постоянными и очень громкими. Далее приведены наиболее распространенные причины шумов,…

10 Июн 2019